Бойкот артистов Kiasma стремительно набирает обороты — вот в чем суть протеста против миллиардера Поджу Заблудовича

Поджу Заблудович пожимает руку Борису Джонсону.
Бизнесмен Поджу Заблудович имеет обширные международные связи. На снимке он пожимает руку премьер-министру Великобритании Борису Джонсону в ноябре 2021 года.

Финские художники потребовали отставки Заблудовича, обвиняемого в связях с Израилем, из правления фонда поддержки Kiasma. Киасма говорит, что это не может повлиять на состав правления фонда.

К полудню пятницы почти сотня современных финских художников объявили, что приостанавливают свое сотрудничество с музеем современного искусства Kiasma до тех пор, пока представитель Zabludowicz Art Trust не покинет свой пост в правлении фонда поддержки музея.

О приостановке работ вчера, 1 декабря, сообщила кампания Kiasma\\_strike. При этом была озвучена петиция, количество подписей под которой за сутки увеличилось более чем в два раза.

Согласно пресс-релизу, основанием для остановки работы является «многолетняя поддержка организациями, финансируемыми Заблудовичем, политики апартеида израильского государства в отношении Палестины и палестинцев».

Киасма объявила вчера, в четверг, что ни она, ни Национальная галерея не могут влиять на состав правления фонда.

В этой истории мы раскрываем, о чем идет речь.

Киасма, музей современного искусства
Музей современного искусства Киасмаа уже бойкотировал почти сотню финских современных художников.

Как Kiasma сотрудничает с Poju?

Фонд был создан в 2008 году, поскольку государственное финансирование считалось недостаточным. Фонды очень распространены в музейной сфере как в Финляндии, так и во всем мире.

Киасма является частью Национальной галереи, в которую также входят Художественный музей Атенеум и Художественный музей Синебрюхова. Национальная галерея не имеет права принимать решения о составе правления фонда поддержки Kiasma.

Работа Эда Аткинса в Kiasma
Заблудовичи подарили Киасме книгу Эда Аткинса «Безопасное поведение», которая была опубликована в 2020 году.

Заблудович до сих пор не имеет права голоса в том, где и как представлены работы Аткинса. Ни Заблудович, ни Фонд поддержки Киасмы не участвуют в разработке программного обеспечения Киасмы. Музей решает, как он будет использовать средства, собранные фондом.

– Мы независимый, отдельный оператор, поэтому Kiasma и Национальная галерея отличаются от фонда поддержки Kiasma, – напомнил вчера Yle директор музея Лееви Хаапала.

Хаапала подчеркнул, что Национальная галерея или принадлежащая ей Киасма не могут бойкотировать частное лицо, которое не находится в санкционном списке финского государства.

Есть ли основания для обвинений?

Бойкот Kiasma основан на утверждении, что организации, финансируемые Заблудовичем, давно поддерживают политику апартеида израильского государства в отношении палестинцев, а также бизнес, связанный с оккупацией палестинских территорий.

Фоном служит февральское заявление правозащитной организации Amnesty о том, что действия Израиля являются преступлениями апартеида.

Анита Заблудович и Пою Заблудович.
Анита и Поджу Заблудович сфотографированы в 2017 году.

Поджу, который учился в Тель-Авивском университете, имеет тесные связи с Израилем. В 2002 году он основал произраильское лоббистское агентство Bicom. Согласно его веб-сайту, это «независимый исследовательский центр, целью которого является улучшение понимания Израиля и Ближнего Востока в Великобритании».

На практике Bicom, например, отвергла утверждения об апартеиде и осудила отчет Amnesty как «извращенный».

Poju пожертвовал Bicom миллионы евро за эти годы. Он также занимал пост председателя Bicom до 2013 года. Согласно информации, полученной от фонда поддержки Kiasma Poju, он не участвовал в деятельности Bicom в течение семи лет.

В своем открытом письме Киасме художники Терике Хаапоя и Ээро Юли-Ваккури также пишут, что у Заблудовича есть инвестиции в американскую компанию Palantir Technologies, услугами которой пользуются израильские спецслужбы для слежки и профилирования палестинцев.

Насколько значительным актером является Подзю?

Заблудовичи — всемирно известная семья предпринимателей. Их инвестиционная компания Tamares работает, среди прочего, в сфере недвижимости, технологий и развлечений. Поджу – нынешний менеджер Тамарес.

Среди прочего, он владеет 20 процентами хоккейной команды Tappara и значительной долей недвижимости в центре Лас-Вегаса.

Коллекция Zabludowicz, основанная дуэтом, собирает международное современное искусство и поддерживает выставочное пространство в Лондоне. Работы из коллекции также можно найти в летней резиденции пары в Сарвисало, которая служит резиденцией художников со всего мира.

Объектами бойкота являются фонд Zabludowicz Art Trust, художественная галерея Daata и художественные резиденции Zabludowicz в Нью-Йорке и Сарвисало.

Подю Заблудович перед картиной с надписью «Пип-шоу».
Poju Zabludowicz владеет активами в сфере недвижимости, технологий и развлечений.

Что такое художественная стирка?

В открытом письме Хаапоя и Юли-Ваккур требовали прекращения членства Заблудовича в совете директоров, потому что «в противном случае Киасма участвует в отмывании политической деятельности, угрожающей жизни людей».

Artwashing относится к мягкому влиянию или мягкой силе, т.е. средствам, с помощью которых компании, государства или другие субъекты пытаются воздействовать на социальные ценности или образы – или, с другой стороны, на то, как они воспринимаются – средствами искусства. .

Мягкое влияние может заключаться в том, что Китай сдает милых панд в аренду западным странам.

В области искусства отмывание произведений искусства может относиться к ситуации, когда организация пытается улучшить свою репутацию, делая пожертвования в коллекции государственных музеев. В Голландии крупные нефтяные компании Aramco и Shell годами поддерживали местные музеи и извлекали выгоду из того, что их бренды упоминались в связи с искусством.

В течение многих лет семья Саклер, разбогатевшая на опиоидных наркотиках, жертвовала деньги важным музеям по всему миру. Музеи назвали свои выставочные площади в честь Саклеров, и репутация семьи как доброжелательных покровителей распространилась.

Как выражение мнения повлияло на художественную индустрию?

Осведомленность о денежных потоках в культурном секторе выросла в последние годы. Это привело к общественным протестам, которые повлияли на работу музеев.

В Великобритании от Британского музея громко потребовали отказаться от спонсорских денег нефтяной компании BP. Сотрудничество продолжается до сих пор.

Линия Киасмы заключается в том, что она не может влиять на состав своего опорного фонда. На данный момент Пою Заблудовичу разрешено продолжать свою работу.