Когда разразился коронавирус, Вилле-Юхани Сутинен начал поглощать тысячи страниц чепухи: так родился исключительный литературный труд, отмеченный наградой Tieto-Finlandia.

Писатель Вилле-Юхани Сутинен на вокзале Ювяскюля.
Сборник эссе Вилле-Юхани Сутинена о ценности усилий посвящен исключительной литературе. Термин принадлежит Сутинену.

Сутинен опасается, что «сложные» книги будут затмеваться легкими хитами. Он считает, что крупнейшие издательства могут позволить себе издавать более сложную литературу.

Не теории заговора или описания симптомов, а книги, которые считались трудоемкими и на которые раньше не хватало времени.

Пандемия закрыла Финляндию и предоставила время и пространство для чтения. Сутинен заметил, что копит книги вместо банок с гороховым супом.

– Я думал, что смогу прожить пять лет с этими книгами, – говорит Сутинен по телефону из своего дома в Ювяскюля.

Книги о работе, которые Сутинен стал называть исключительной литературой, породили сборник эссе *Vaiva arvõtima*, изданный Avai. Он был вручен сегодня, в среду, в Tieto-Finlandia.

Писатель Вилле-Юхани Сутинен на вокзале Ювяскюля.
Когда пандемия коронавируса поразила Финляндию, Вилле-Юхани Сутинен начал читать.

1,5 книги в год

42-летний Сутинен только недавно понял, что отмечает свое 20-летие как художник. Его первый сборник стихов *Purut ja paperit* был опубликован в 2002 году.

Сутинен заинтересовался литературой и чтением в старшей школе, изучал их в университете Тампере и стал писателем в свои двадцать лет. Цель состояла в том, чтобы избежать «настоящей работы».

Так и случилось. Со студенческих лет Сутинен зарабатывал на жизнь писательством.

– Позже оказалось, что это очень удачное решение. Это заставило меня сделать много разных вещей в области литературы.

Сутинен написал рецензии на книги, эссе, стихи, рассказы, романы и научно-популярную литературу. Издано около 30 книг, то есть почти полтора экземпляра в год.

– Довольно много писателей занимаются чем-то совершенно отличным от повседневной работы, и пишут книги в то время, которое они могут выжать для себя. Я также работаю на двух работах, но на обеих я пишу книги.

Такой темп возможен из-за грантов, а также потому, что книжные проекты Сутинена часто вращаются вокруг одних и тех же тем и часто поддерживают друг друга.

Помогает и то, что Сутинен искренне любит делать книги.

– Мне всегда интересно все новое. Когда я возбуждаюсь, я захожу так далеко, что не стоит не делать до конца. Очень помогает детский искренний энтузиазм.

Вы можете читать на автопилоте

Сутинен использует изобретенный им термин «исключительная литература». Потому что он ссылается на произведения, не относящиеся к канону, необычные по форме и посвященные исключительным ситуациям и явлениям. Более того, это все книги, которые он прихватил в исключительное время.

В своих текстах Сутинен анализирует романы и методы их повествования таким образом, что они кажутся удивительно привлекательными и доступными.

Писатель Вилле-Юхани Сутинен на вокзале Ювяскюля.
Одна из целей книги «Стоит усилий» состояла в том, чтобы показать, что длинные и трудные романы не всегда сложны.

Кроме того, Сутинен дает кирпичам успокаивающее руководство по чтению: все в порядке, даже если концентрация иногда дает сбои.

– Я не думаю, что многое обязательно пройдет, даже если вы прочитаете десять страниц на автопилоте. Что-то где-то остается. Это просто другое чтение.

Избирательный канон

Уэст и Янг — примеры авторов, которые, по всей логике, должны быть классическими именами. Сутинен говорит, что, занимаясь фоновой работой, он многое узнал о том, насколько узок литературный канон и как он отвергает, например, литературу, созданную женщинами.

– Почему мы больше не помним? Почему он не занимает на страницах истории литературы такое же важное место, как Пруст?

«Прошли годы, а на самом деле десятилетия, прежде чем я смог признаться себе, что мне просто не нравилась проза Пруста, когда я ее читал, а теперь еще и тогда, когда я понимаю то, что я читал», — пишет Сутинен в книге.

Он давно мечтал написать книгу *Это стоит усилий* – и теперь рад, что не имел возможности сделать это раньше.

– Вероятно, это было бы достаточно хорошо, но ни в коем случае не настолько хорошо, чтобы стоило присуждать Финляндию.

Писатель Вилле-Юхани Сутинен на вокзале Ювяскюля.
В своих эссе Сутинен обсуждает собственное отношение к трудным шедеврам. Он жил годами.

Год коронной литературы

В своей книге Сутинен обеспокоен тем, что длинные романы публикуются еще меньше.

— Среди номинантов «Финляндия» за художественную литературу есть две-три книги явно из эпохи пандемии.

Сутинена по-прежнему беспокоит тот факт, что в наши дни публикуется много «бессмысленной литературы». Он знает о тенденции, согласно которой продаваемая литература рассматривается как настоящая литература, а все остальное отвергается как чрезмерное или искусственное искусство.

– Часто оправдывается, что на деньги, полученные от \\коммерческих\\ книг, издается больше некоммерческой литературы. Может быть, это отчасти так. Кажется, что прибыль гигантских издательств настолько велика, что они могут позволить себе издавать более сложную литературу.

Сутинен высоко оценивает выбор кандидатов Финляндией.

– Ни в одном имени не преобладают крупные издательства или имена. Речи судей также были очень литературными.

Писатель Вилле-Юхани Сутинен на вокзале Ювяскюля.
После съемок Вилле-Юхани Сутинен сел на поезд в Хельсинки, чтобы принять Tieto-Finlandia.

Номинирован во второй раз

Когда Сутинен был моложе, он рассматривал гала-концерты как коммерческую рекламу. Теперь он видит их преимущества. Его книга получила очень мало внимания до номинации «Финляндия».

Он отмечает, что для него честь быть номинированным на первое место.

– Кандидатов отбирает профессиональная группа. Их работа состоит в том, чтобы выбирать такие хорошие книги, чтобы диктатор не мог ошибиться.

– Мне пришлось немного переосмыслить остаток недели. Требуется много рабочего времени, чтобы пойти и выпить кумпу в Хельсинки.