Обширная выставка бельгийского художника Ханса Оп де Бека в Amos Rex в Хельсинки имела успех у публики. Масштабные реалистичные инсталляции выставки посвящены основным темам искусства, таким как смерть. Де Бек в настоящее время находится с визитом в Финляндии.
Когда вы спускаетесь по белой лестнице в подземное выставочное пространство Амоса Рекса, атмосфера сгущается, а символизм сгущается. Является ли это своего рода промежуточным состоянием, когда мертвые остаются на неопределенное время в ожидании своего окончательного суда? Или эти люди попали под беспощадный взор известного издревле чудовища Горго и превратились в серый камень?
– Если бы я хотел сделать свои инсталляции гиперреалистичными, это было бы какое-то упражнение в восковой комнате мадам Тюссо, что было бы не очень интересно. В случае с моим искусством также важно, чтобы даже несмотря на то, что работа была подделкой, зритель все равно получал аутентичный опыт.
Смерть надо встречать и в жизни, и в искусстве
Ханс Оп де Бек занимается созданием привлекательных инсталляций по всему миру уже почти два десятилетия.
Недавно он любовался своим родным городом Брюсселем, в центре которого появилась серая карусель в натуральную величину. За исключением того, что это была не обычная карусель, а темный аттракцион, населенный жуткими фигурами скелетов. Однако многие жители Брюсселя с первого взгляда растерялись и подумали, что Тиволи прибыл в город.
Теперь карусель, произведение, отсылающее к культу смерти позднесредневекового церковного искусства, выставлена \u200b\u200bв экспозиции Amos Rex.
– Во многих культурах, например, в Мексике, смерть тоже может быть радостью, и это связано с празднованием. Я подумал, почему бы не превратить элемент, относящийся к празднованию и веселью, то есть карусель, в окаменевшее произведение, то есть произведение, напоминающее нам о присутствии смерти.
– безмолвные скульптуры выставки, остановившиеся, застывшие в одном мгновении, источают хрупкость и краткость жизни. Одна из тем выставки — и предмет интереса Ханса Оп де Бека — смерть.
– Важно понимать, насколько коротка наша жизнь, и поэтому ценить те мелочи жизни, которые действительно имеют значение. Вместо того, чтобы сделать смерть табу, принятие ее и встреча с ней делает ее частью жизни и заставляет вас осознать, что в краткости и хрупкости жизни есть также красота и поэзия, которые мы должны ценить более глубоко.
Абсурдную Бельгию можно увидеть в работах де Бека
– Когда смотришь на картину Вермеера, изображающую девушку или мужчину, стоящего или сидящего в тихом интерьере, чувствуешь себя так, как будто сам находишься в ситуации, тут же рядом с персонажем. Это создает подлинный момент во времени и пространстве.
Родным городом Ханса Оп де Бека в настоящее время является Брюссель, и в его творчестве фигурируют как столица 176 разных языков Бельгии, так и сама Бельгия.
– Бельгия, пожалуй, немного абсурдная маленькая страна. У нас для этого есть традиции, например, у художника-сюрреалиста Рене Магритта, а в Брюсселе можно найти много абсурдной архитектуры. Чувство абсурда и сюрреализма сильно присутствует в бельгийской культуре, а также в моих собственных работах.
Но что происходит с человеком после смерти? Превращается ли он в мечтательную, статичную серую статую, замершую, чтобы делать слегка абсурдные вещи?
– Я понятия не имею об этом. Но когда вы представляете мир, который мы знаем как бесцветный, вы можете перейти к самому главному, то есть к жестам, персонажам и окружающей среде, с которыми мы все связаны.