Нан Голдин прописали сильнодействующие опиоиды, которые унесли ее жизнь – в Стокгольме открывается выставка культового фотографа

Выставка Moderna Museet представляет работы всемирно известного художника-активиста 1970-х годов.

Документальный фильм об американском фотографе «Вся красота и кровопролитие» был удостоен главного приза Венецианского кинофестиваля в сентябре, а в конце октября в Moderna Museet открылась масштабная выставка Голдина.

69-летний Голдин наиболее известен фотографиями, на которых он запечатлел жизнь ЛГБТИК-кругов в Бостоне и Нью-Йорке в 1970-х и 1980-х годах. Благодаря своему искусству он стал одним из ключевых активистов борьбы со СПИДом той эпохи.

С тех пор активность Голдина переключилась на крупные фармацевтические компании, которые, как считается, несут ответственность за опиоидный кризис, потрясший Соединенные Штаты. В 2000-х годах в США от передозировки опиоидами умерли сотни тысяч человек.

Голдин тоже был близок к потере сознания. Артист подсел на сильные обезболивающие, которые ему прописали в 2014 году.

Yle посетил выставку Moderna Museet, которая открыта до конца февраля.

Изображение с фотоколлажа, спроецированное на стену темной комнаты, перед изображением темные силуэты людей.
Фотографии Нан Голдин вращаются в Moderna Museet в виде слайд-шоу. Голдин говорит, что думает о себе прежде всего как о режиссере.

Мечта каждого куратора

– Удивительно видеть, как люди сидят здесь и зацикливаются на картинках, – говорит Лью.

– Многие люди относятся к картинам и рассказам Нани, не обязательно считая его современным художником. Отношения часто носят личный характер.

Лью говорит, что узнал о Нэн Голдин раньше, чем о современном искусстве. Он видел фотографии Голдина в журналах и в поп-культуре. Только намного позже он начал понимать позицию Голдина как части истории искусства.

Светловолосый бородатый мужчина прислоняется к стене в синем свете, сложив руки в порыве ветра, и смотрит в камеру.
Выставка Нан \u200b\u200bГолдин в Moderna Museet создана по инициативе куратора Фредрика Лью.

В 2019 году Лью связался с Голдином. Он видел недавние серии картин Голдина «Сирены» и «Потерянная память». Оба были кинематографическими объектами, которые использовали музыку и звукозаписи в дополнение к изображениям.

Лью хотел устроить для своего музея ретроспективу, которая широко продемонстрировала бы талант Голдина как рассказчика.

– Когда я подошел к Нани, оказалось, что он десятилетиями мечтал о такой выставке и ждал, когда с ним свяжутся, – говорит Лью.

Голдин сказал, что он снимает фильмы, но в качестве носителя используются фотографии. Он часто представляет свои фотографии в виде слайд-шоу. Это восходит к Бостонской художественной школе, в которой в 1970-х годах не было фотолаборатории для проявления фотографий.

Группа сидит на пикнике на скале у воды и смеется.
Нэн Голдин устраивает пикник со своими друзьями. Фотография входит в серию фотографий «Другая сторона» (1992–2021).

Эта концепция хорошо подходила для решения Moderna Museet отказаться на время от кредитов на искусство, которые требуют транспортировки на дальние расстояния. Цифровые слайд-шоу не требуют транспортных контейнеров или курьеров.

Выставка готовилась пару лет в тесном сотрудничестве с Голдиным.

– Возможность быть рядом с ним на протяжении многих лет, развивать эту выставку и доносить ее до публики, была мечтой каждого куратора.

Голый человек сидит на корточках в бассейне и смотрит в камеру.
Снятый в отеле Savoy в Берлине, «Аманда в сауне» является частью фотосерии «Баллада о сексуальной зависимости» (1981–2022).

\”Я плачу от этого\”

Выставочное пространство уменьшено и геометрично. Звуковые ландшафты круглых, прямоугольных и восьмиугольных помещений смешиваются друг с другом в коридорах.

«Баллада о сексуальной зависимости» (1981–2022), размещенная у входа, является старейшей и самой известной из серии картин. Он касается секса, секс-бизнеса, гендерной идентичности и насилия со стороны интимного партнера. Красота и боль идут рука об руку в интимных картинах: мы видим десятки восхищённых снимков бойфренда Голдин, за которыми следуют резкие снимки художника, подвергающегося насилию со стороны своего партнёра.

Если имя Голдина звучит отдаленно знакомо, то это, вероятно, из-за картинок из серии «Баллады».

Мужчина и женщина сидят рядом в постели и смотрят друг на друга.
Серия «Баллада о сексуальной зависимости» (1981–2022) содержит множество изображений Нэн Голдин и ее бывшего парня.

Действие «Другой стороны» (1992–2021) происходит в бостонском баре, где Голдин проводил время со своими друзьями-трансвеститами в 1970-х годах. *Огненный прыжок* (2010–22) изображает воспитание детей и родителей, *сирены* и зависимость *потерянной памяти*.

«Сестры, святые и сивиллы» (2004–2022 гг.) — пожалуй, самое впечатляющее из пространств выставки. Триптих на трех экранах рассказывает историю старшей сестры Голдина Барбары, чей жизненный интерес заглушался в консервативном доме детства. Барбара покончила с собой в возрасте 18 лет.

В триптихе Голд сравнивает покровительницу истории своей сестры со святой Варварой, убитой его недалеким отцом. В то же время он рассказывает о своем самоубийстве, которое стало прямым следствием смерти его сестры.

*Сестры, святые и сивиллы* — любимое место куратора Лью на выставке во время интервью.

– Я плачу рядом с ним.

Кудрявая художница Нэн Голдин лежит на одеяле и смотрит в камеру.
Нэн Голдин тоже сфотографировала себя. Это изображение является частью серии «Сестры, святые и сивиллы» (2004–22).

Активизм как часть искусства

Активизм был неотъемлемой частью искусства Нэн Голдин с 1980-х годов. Он процветал на квир-сцене Нью-Йорка и своими глазами видел разрушения, вызванные эпидемией СПИДа. В конце десятилетия он курировал первую в городе крупную художественную выставку на эту тему.

В последние годы активность Голдина была сосредоточена в первую очередь на семье Саклер, владеющей фармацевтическими компаниями, которые, как многие считают, ответственны за тяжелую опиоидную эпидемию в Соединенных Штатах.

Саклеров называют одной из худших семей Америки.

Голдин пристрастился к опиоидам в 2014 году, когда ему прописали оксикодон от боли в запястье. Дозировки выросли настолько, что ему пришлось обратиться к уличному рынку.

– Мой дилер был здесь 24 часа в сутки, семь дней в неделю. «Я был одним из его лучших клиентов», — сказал Голдин The Guardian в 2018 году.

Блондинка смотрит на себя в зеркало, макияж, духи и фото перед зеркалом.
«Джоуи в моем зеркале» из сериала «Другая сторона», снятого в Берлине.

Голдин протрезвела через реабилитационный центр и основала группу активистов, которая убедила многие крупные музеи мира разорвать связи с Саклерами, которые выступают в качестве меценатов. Группа организовала представления, в которых музейные пространства заполнены, например, рецептами и пустыми баночками из-под лекарств.

Весной 2022 года Саклер на судебном заседании обязались потратить шесть миллиардов долларов на работу, направленную на укрощение опиоидного кризиса. Благодаря своей активности Голдин также вошел в список 100 самых влиятельных людей журнала Time за 2022 год.

Это не закончится хорошо

Климатический кризис, пандемия коронавируса, нападение России на Украину… Название выставки Moderna Museet «Это не кончится хорошо» кажется подходящим на данный момент.

Он также подходит для выставки, посвященной эпидемии СПИДа и наркомании. Большинство людей на фотографиях мертвы.

Светловолосый бородатый мужчина прислоняется к бирюзовой стене, сложив руки в порыве ветра, и смотрит в камеру.
Куратор Фредрик Лью говорит, что помимо мрачности в названии выставки есть и юмор.

Лью также считает забавным название выставки.

– Художник представляет свою карьеру, которой уже 50 лет, и выбирает название выставки «добрым это не кончится». Думаю, в этом есть и юмор, и ирония.