ЛСД расхватывали как конфетку в 1960-х: новая книга рассказывает, как расширялось сознание, но у трипа была и темная сторона

Книга Кари Космос «Время разума: история и видение психоделической культуры» представляет собой обширный взгляд на психоделики и красочных людей, группы и артистов, которые вращались вокруг них.

Молодежь хиппи пускает мыльные пузыри.
Лондонский клуб НЛО с 1967 года. Согласно книге Miele aika, публика мало заботилась о знаменитых исполнителях этого места, а «спала на полу или занималась своими делами, каждый с головой в кислоте или в облаке или оба\”.

Большая часть фундаментальной работы относится к 1960-м годам, когда химическая революция породила множество новой музыки, искусства, субкультуры и контркультуры в Соединенных Штатах и \u200b\u200bна западном побережье страны.

– Хотел бы я жить в Сан-Франциско 1960-х? Да, такая мысль иногда приходила мне в голову, когда я был моложе. В тот период меня интересует своего рода культурный взрыв, и я всегда возвращаюсь туда каким-то образом и в какой-то степени, — размышляет Марккула.

Двое коротко стриженных мужчин с короткими волосами.  Один вводит ЛСД в рот другому.
ЛСД вводят субъекту в рот в 1950-х годах. ЛСД был классифицирован как запрещенное вещество в Соединенных Штатах только в 1966 году, а до этого с ним проводились обширные испытания и эксперименты.

Погружение в ядро \u200b\u200bчерной кислоты

Первоначально Марккула интересовался протопанком и глэм-роком, но позже открыл для себя психоделию и психоделический рок благодаря таким группам 1960-х, как The Byrds и The 13th Floor Elevators.

– Изгибы и повороты ума в такой музыке очень увлекательны. Переплетение разума может проявляться в музыке по-разному, например, через чередующийся ритм. Или вы можете добавить слои к простой мелодии, чтобы сделать ее более универсальной — немного похоже на чистку лука. Благодаря этому мы можем достичь новых пейзажей и образов.

– В то время я жил в старом кирпичном доме в Тампере, где у меня была дровяная печь в гостиной в качестве источника тепла. Создание песни в темные часы ночи было очень напряженным опытом. В голове заиграл нижний рифф, в который я и погрузился. По словам Марккулы, подобный тип погружения также происходит в опыте с кислотой.

Теему Марккула сидит на диване.
Теему Марккула, активный участник группы Death Hawks, интересуется поворотами ума в психоделическом роке.

– тексты рассказывают о таблетках для увеличения и уменьшения. Они напрямую связаны с психоделическим опытом, где пропорции живут, вибрируют и меняются, — размышляет Теему Марккула.

Группа Jefferson Airplane на групповом фото.
Группа Jefferson Airplane в 1960-х годах. Справа внизу — вокалистка Грейс Слик, сочинившая и написавшая текст к легендарной песне White Rabbit, слева — финский гитарист группы Йорма Кауконен. ЛСД был значительным источником вдохновения для группы, и его часто использовали. В 2017 году Слик сказал Variety, что у него никогда не было бэд-трипа.

К состоянию коллективного бессознательного

Известный как кислотный король, Стэнли знал, как производить крупносерийное производство ЛСД, которое участники Grateful Dead с радостью прихватили, а также он стал звукорежиссером, финансистом и менеджером группы.

Выступление рок-группы Grateful dead.
Группа Grateful Dead в 1978 году. Группа несколько раз выступала на ЛСД-вечеринках, организованных в Сан-Франциско в 1960-х годах и называвшихся Acid Tests. Психоделический эффект вечеринки был усилен, среди прочего, черными лампочками, мигающими стробоскопами и флуоресцентными материалами.

Тренировки Grateful Dead всегда проводились под влиянием ЛСД. Цель состояла в том, чтобы группа вошла в состояние коллективного бессознательного, где ее участники могли бы общаться и передавать сообщения телепатически и видеть вещи глазами друг друга.

Постоянное спотыкание позже вызвало воображения и предположения, что Стэнли был самим дьяволом или владел и контролировал умы участников группы.

ЛСД также был изъят в Финляндии.

Психоделия приземлилась в лондонском городке вечеринок в середине 1960-х, где они начали организовывать клуб НЛО, предлагающий макробиотическую пищу.

Тем не менее, ЛСД также вдохновлял великие британские группы, такие как The Beatles и Pink Floyd. Со стороны психоделической музыки Теему Марккула выделяет альбом английской группы White Noise конца 1960-х, чья музыка использовалась, в том числе, в фильмах ужасов той эпохи.

– Использование психоделиков также может привести к пугающим и угрожающим переживаниям. Психоделики открывают человеческий разум и те аспекты разума, на которые вы, возможно, вообще не смотрели или которые вы, возможно, отодвинули в сторону. Затем такие переживания записываются в звуковые ландшафты, которые слушатель может воспринимать как странные или пугающие.

В финских субкультурных кругах ЛСД закрепился самое позднее в 1968 году, а до этого многие уже успели познакомиться с мескалином.

Тимоти Лири смотрит в камеру через щель, образованную его руками.
Тимоти Лири, американский психолог, специализирующийся на ЛСД и измененных состояниях сознания, в 1969 году. Яркая карьера Лири характеризуется, среди прочего, тем, что он провел некоторое время в тюрьме.

Грибы из космоса

– на страницах книги мелькают более интересные и эксцентричные психонавты, т.е. люди, так или иначе расширившие свое сознание.

Согласно Лири, сознание — это биохимический феномен, и его можно расширить с помощью химических веществ. Лири также вдохновил песню Death Hawks.

– В то время мы слушали записи Лири, в которых он рассказывает и рассказывает о своих переживаниях на пленке. За ним тоже наблюдали с интересом, — говорит Теему Марккула.

Чарльз Мэнсон с бородой и длинными волосами.
Чарльз Мэнсон, основавший сообщество под названием «Семья», манипулировал людьми, в том числе с помощью ЛСД. Семья совершила несколько убийств, которые Мэнсон планировал и руководил. Мэнсон остался в массовой культуре, например, во имя шок-рокера Мэрилина Мэнсона.
Семья хиппи с детьми в автобусе, где они живут.  Мужчина закуривает сигарету.
В большинстве коммун хиппи 1960-х употребление ЛСД также было очень беззаботным. Дети могли случайно попробовать апельсиновый сок с добавлением кислоты или ткнуть себя в щеки розовыми кислотными таблетками, упавшими на пол, которые они считали отвратительными. Фотография хиппи-коммуны The Hog Farm 1970 года.

В секретном проекте ЦРУ MK-ULTRA психоделики тестировались на людях без их ведома. Проект включал, среди прочего, скармливание несовершеннолетним наркотических грибов псилоцибина.

Geenss Archenti, Papruy, Ayahuasca
Папаровая работа перуанца Geenss Archent. Он показывает отличительные черты опыта аяхуаски, такие как слияние ягуара и человека с остальной природой.

Секреты аяуаски

– волшебный напиток из виноградной лозы. Вероятно, он использовался в джунглях Южной Америки на протяжении тысячелетий в различных ритуалах и церемониях.

Группа «Ястребы смерти».
Death Hawks, пилотируемые Теему Марккулой, — одни из самых известных отечественных представителей психоделического рока. Недавно в финский жанр вошли новые имена, такие как The UFO Cult из Турку и Polymoon из Тампере. Ежегодно в Хельсинки проходит Psych Fest, а в феврале Death Hawks и Polymoon отправляются в совместный тур.

Теему Марккула также несколько раз участвовал в церемонии аяуаски. По мнению Марккулы, употребление аяхуаски — это своего рода духовная работа, которую нельзя делать невзначай.

– Прежде чем разум начнет приключения, основные столпы должны быть в порядке. Я также слышал об опытах с аяхуаской, когда человека накачивали наркотиками, укрывали одеялом и оставляли одного в пустой комнате. Опыт не был хорошим вообще.

Но в какой степени такие психоделики, как аяхуаска, сформировали Теему Марккулу как художника? Вопрос не совсем однозначный.

– Когда я начинал делать музыку этого жанра, у меня не было опыта работы с психоделиками – поэтому создание психоделической музыки не требует использования психоделиков. С другой стороны, в моем случае я больше не чувствую, что создание музыки всегда связано с сочинением: мой разум производит мелодии, и мне кажется, что канал был открыт.

Толпа людей на фестивале Вудсток 1969 года.
Фестиваль Вудсток 1969 года. Гитарист Карлос Сантана, выступавший на гигантском фестивале, сочинял музыку под влиянием ЛСД. В 2019 году он рассказал New York Times, что во время выступления у него были галлюцинации.