До сих пор редко можно встретить женщину в кресле дирижера. Мария Итконен также испытала на себе, как принижают женщин в концертных залах.
Дирижер Мария Иткозе провела насыщенную премьерами осень. Она дебютировала в качестве дирижера в Финляндии и Швеции.
Итконен дирижирует Симфоническим оркестром Шведского радио и филармоническими оркестрами Турку и Тампере. Он также занимал дирижерский подиум в опере “Норма” Стокгольмской народной оперы.
Итконен – скрипач по образованию, он также работал концертмейстером по всей Европе. Почему он решил изучать дирижирование?
Он представляет постановку Фолькоперана и указывает на кресло концертмейстера.
– Я столько просидел на этом месте, – смеется Итконен.
Он описывает роль концертмейстера как высшего человека в иерархии оркестра. В этой роли Итконен мог влиять на игру струнных в оркестре, но он заметил, что хотел бы управлять игрой и на других инструментах.
– Безусловно, труд коллег уважают и ценят. Но это дело вкуса.
Количество женщин-проводников увеличивается
Итконен прожил в Швеции более двух лет и отлично провел время. По его словам, одной из причин этого является то, насколько хорошо в Швеции относятся к женщинам в сфере классической музыки.
– Специально для женщин-дирижеров, – уточняет Итконен.
Мария Итконен ранее публично говорила о положении женщин в концертных залах.
По его словам
– Это видно по тому, что в Швеции тратятся время и силы на то, чтобы сознательно искать женщин-дирижеров и композиторов для каждого сезона.
По словам Итконена, это не только Фолькоперан, но и другие дома.
– Если госучреждения поддерживаются за счет налогов, там должно сохраняться равенство.
– Женщин-капитанов становится все больше, но многие из нас зачастую единственные женщины на трассе. Это тоже постепенно начинает меняться. Я думаю, что будущим поколениям не придется сталкиваться с таким же обращением.
По ее словам, женщине на должности дирижера часто приходится сталкиваться с принижающей атмосферой. Даже Итконену дали понять, что эти рабочие места предназначены для мужчин.
– Это уже началось, когда я, будучи студенткой, записался на прослушивание к концертмейстеру. Мне ответили вопросом, а ВЫ приедете на прослушивание к концертмейстеру?
Итконен подчеркивает, что это универсальное явление, и его опыт не ограничивается Финляндией. Он также провел много прослушиваний в Центральной Европе.
– Я как бы привык к этому с самого начала. Всегда есть очень сильный вопрос о том, что я хочу делать. Что «ты абсолютно уверен, что хочешь это место».
– И, конечно, когда вы получаете эту должность, у нее есть свои проблемы, чтобы убедить людей.
Культура аннулирования, описанная Итконеном, находится в упадке. По его словам, за относительно короткое время произошло очень многое.
– По крайней мере, об этом не так много говорят вслух, как, например, 10 лет назад. В Центральной Европе есть эти старые институты, которым очень трудно измениться. Изменения были самыми быстрыми именно в странах Северной Европы.
Финская система в центре внимания
Итконен высоко оценивает уникальное обучение дирижеров в Финляндии. Помимо оркестровой работы, он сам изучал оркестровое дирижирование в Академии Панула.
– Конечно, Финляндия является подходящей страной для проведения исследований в том смысле, что доступен огромный жизненный труд и наследие Йормы Панулы. Организовано множество курсов, и в некотором смысле порог довольно низкий. Таких стран не много.
Но что побудило его подать заявление в Стокгольм? Получил ли он уже все, что должен был дать из Финляндии?
– Нисколько. Мне было интересно посмотреть, что может предложить Стокгольм. Настроение немного более интернациональное, и в Швеции больше оперных театров, чем в Финляндии.
Старт в Стокгольме попал в сложный шов. Corona закрыла многие концертные залы.
Итконену также удалось в последний момент сдать вступительные экзамены по классу дирижирования в Музыкальной академии. Тест состоялся 10 марта 2020 года. Если бы дата была позже, он не мог бы быть организован как живой квалификационный турнир из-за вируса короны.
В будущем Итконен хочет работать дирижером. Интересны и симфонические оркестры, и оперы, хотя и с небольшим акцентом в пользу оперы. Для того, кто долгое время работал в симфоническом оркестре, мир оперы кажется экзотикой.
– Если есть хорошо сочиненная музыка, из чего угодно можно сделать отличное произведение.