Когда стороннику Путина выставили на дверь, его заменил 22-летний финн – дирижер Тармо Пелтокоски делает подъем в Европе

Культурный гость Тармо Пелтокоски блестяще начал свою дирижерскую карьеру. Несмотря на то, что путешествие только начинается, он уже четко знает цель.

Тармо Пелтокоски стоит под деревом.
Тармо Пелтокоски с детства знал, что станет дирижером. Сейчас, в возрасте 22 лет, он достигает своей цели.

В свежем осеннем воздухе пахнет надеждой. Карьера Пелтокоски только начинается, но путь к вершине может открыться.

– Я готова, но мне нужно привыкнуть к новому образу жизни, путешествиям и отелям. Дело в том, что приходится думать о том, когда стирать одежду.

Тармо Пелтокоски стоит на камне.
В сентябре Тармо Пелтокоски проведет неделю в отпуске в своем нынешнем родном городе Хельсинки. Календарь дирижера из Ваасы насыщен до конца года.

Пелтокоски был доверенным дирижером Путина

Дирижер начал работать с Роттердамским филармоническим оркестром почти 35 лет назад, в 1988 году, когда еще существовал Советский Союз. В качестве главного дирижера он работал в Роттердаме с 1995 по 2008 год, после чего регулярно возвращался, чтобы руководить своим кредитным оркестром.

Работы для россиянина хватало по мере развития его карьеры в разных уголках мира: в Лондоне, Нью-Йорке, а также в Турку и Миккели, чьи музыкальные фестивали были летними тусовками Гергиева.

Весной прошлого года западные партнеры начали разрывать отношения с этим сторонником и другом Путина, который публично не осудил нападение России. Так же поступил и Роттердамский филармонический оркестр, который стал первым концертом Гергиева в европейских концертных залах.

Для симфонического оркестра неожиданные отмены означают лихорадочную ротацию календаря и занятый заказ артистов на замену для уже запланированных концертов. В Роттердаме одна из концертных недель, высвобожденных наследием Гергиева, пришлась на май.

Вместо этого было найдено имя молодого, подающего надежды дирижера из Финляндии, который уже закрепился в Европе: Тармо Пелтокоски.

Предложение, от которого вы не смогли отказаться

Для Пелтокоски все произошло поразительно быстро, за пару лет, практически во время пандемии коронавируса. В Роттердаме темпы только ускорились. Всего в начале мая Пелтоскоски должен был дать четыре концерта.

В антракте второго концерта директор оркестра удивил Пелтокоски, попросив его стать главным гостем оркестра. Молодой финн отнесся к предложению профессионально — или, по крайней мере, не принял его вовсе.

– Это было то, что нужно было обсудить с менеджером. Я не мог сразу ничего сказать. Мне также пришло в голову, что я сделал, чтобы заслужить это, — говорит Пелтокоски, сидя за столиком в кафе Musiikkitalo.

Тармо Пелтокоски стоит под деревом.
Пелтокоски дал один из своих первых концертов в качестве дирижера в Маниле, Филиппины, в 2019 году. Мать Пелтокоски из Филиппин.

Положение главного гостя в симфоническом оркестре означает для дирижера постоянную работу перед оркестром. Это связывает обе стороны сотрудничества и открывает возможности для реализации музыкальных видений. Пелтокоски сказал менеджеру, что вернется к этому вопросу, но у него сильно раскалывался затылок.

– по словам фильма, это было предложение, от которого нельзя было отказаться.

«Неправильные друзья и неправильные мнения»

В середине сентября Пелтокоски вернулся во главе Роттердамского филармонического оркестра, и тогда же была объявлена \u200b\u200bинформация о главном гастрольном выступлении финна, которое начнется в 2023 году.

Поэтому он участвует в создании, формировании и развитии музыкальной идентичности оркестра. Пелтокоски более чем на десять лет моложе Гергиева в начале его сезона на рубеже 1990-х. По оценке Пелтокоски, общая история голландского оркестра и российского дирижера еще долго будет по-разному влиять и ощущаться.

Достаточно говорить о Гергиеве в перерывах, но сцена уже перешла в новую эпоху.

– Когда мы делаем музыку, мы делаем музыку.

Пелтокоски подчеркивает, что оркестр понял, что от сотрудничества с Гергиевым нужно отказаться, но это было нелегко.

– Вопрос не в том, было ли решение оркестра правильным. Гергиев может быть великим музыкантом, но у него не те друзья и не те мнения. Это трагедия, — говорит Пелтокоски.

Тармо Пелтокоски сидит на камне.
Прошлой весной в социальных сетях распространился видеоклип, в котором Пелтокоски играет на пианино в четыре руки с мировой звездой Юдзей Ван. Речь шла о дополнительном номере программы, придуманном Пелтокоски на концерте Роттердамской филармонии.

Пелтокоски смог учиться у мастера-педагога в возрасте 14 лет.

Панула, воспитавший не одно поколение дирижеров в Финляндии и во всем мире, провел мастер-класс и убедился в потенциале Пелтокоски, принявшего участие в курсе.

– Он сказал, что в августе есть курсы в Куопио. Приди туда. Затем настала очередь Турку. Приди туда. Так работает Панула.

Пелтокоски выполнил заказ, т.е. совершил поездку по Финляндии с курсами Панулы. Он один из самых молодых учеников Панулы, сделавших карьеру.

Без Панулы не было бы ничего, сказал Пелтокоски, имея в виду успех финских дирижеров в мире.

Дирижер всегда под оценкой

Симфонические оркестры восстанавливают свой жесткий образ, предлагая все более и более молодым людям значительные дирижерские должности. Поэтому ответственность и власть ложатся на относительно неопытных проводников. Это создает давление, и ситуацию не облегчает специфика работы: дирижера всегда оценивают музыканты оркестра во время работы.

– Если ты начинаешь думать об этом, это начинает тебя слишком сильно беспокоить. Моя задача лишь привести музыкантов к максимально возможному результату в концерте. Большая часть того, чтобы заставить людей играть хорошо, связана с тем, чтобы они чувствовали себя хорошо.

Музыканты имеют более или менее право голоса в том, вызывают ли дирижера обратно перед оркестром. У Пелтокоски временами были трудные рабочие недели, но главное чувство — это удовлетворение.

– Мои впечатления почти исключительно хорошие. Вы, наверное, можете сказать, что чем лучше оркестр, тем лучше ко мне относились.

По крайней мере, на данный момент календарь Пелтокоски полон работы. Интервью было проведено на третьей неделе сентября, последней свободной неделе Пелтокоски в этом году.

– Я пока на начальном этапе, но если ты сделаешь работу достаточно хорошо, тебе не придется думать о повторных приглашениях.

Тармо Пелтокоски стоит под деревом.
Желающих стать дирижером много, но лишь немногие имеют возможность сделать из этого карьеру. – Я понимаю, что в этом вопросе я исключительно привилегирован, – говорит Пелтокоски.

Музыкальный дом Пелтоскоски находится в Германии.

В дополнение к званию главного гостя в Роттердаме Пелтокоски был назначен главным дирижером Латвийского национального оркестра и главным гостем Немецкой камерной филармонии в Бремене в начале этого года.

Последний он называет своим музыкальным домом. По словам Пелтокоски, начавшееся летом 2021 года сотрудничество привело к особой ситуации: он подружился со всем камерным ансамблем. Совместная работа дирижера и музыкантов лучше всего проявляется, когда работает химия.

– Надеюсь, в музыке, которую мы делаем, вы чувствуете, что мы так близки. С другими оркестрами такой ситуации не бывает.

Концепция Немецкой камерной филармонии Бремена исключительна в мире оркестров. Его члены являются фрилансерами, то есть не получают ежемесячной зарплаты. Вместо этого все 40 музыкантов являются совладельцами компании.

Тармо Пелтокоски стоит на стене Musiikkitalo.
Карьера Пелтокоски только начинается, но все еще находится в точке, когда календарь должен планироваться на четыре года вперед.

Цель Вагнера

Пелтокоски — отважный идеалист.

– Я каждый день играю и пою Вагнера, читаю литературу, что написано о нем и его музыке. Я пытаюсь выяснить все, что имеет отношение к делу», — заявил Пелтокоски в интервью Yle год назад.

Пелтокоски был поражен, когда перед ним оказалась огромная толстая партитура. Он прибегал к своему собственному инструменту, фортепиано.

– Как, черт возьми, ты учишь такого монстра? У меня есть фортепианная партитура, которая даже немного тоньше, чем оркестровая. Тогда я просто сыграл и спел пьесу без колебаний.

Тармо Пелтокоски стоит на стене Musiikkitalo.
Во время отпуска Пелтокоски встретился с друзьями по классу дирижирования в Академии Сибелиуса и дважды видел «Волшебную флейту» в Финской национальной опере. – Попробуйте посмотреть пару серий «Короны» на Netflix.

Теперь эта оперная литература входит в репертуар Пелтокоски. До вершины еще далеко, но маршрут уже начинает прорисовываться на карте. Подробные планы Пелтокоски составил еще во время учебы в классе дирижеров Академии Сибелиуса, которая осталась незавершенной из-за предложений работы. До этого он окончил среднюю школу.

В случае с Пелтокоски это этапы, которые можно передать по более широкой дороге. Ему всегда было ясно, что делать с жизнью.

Музыка.

– Но я еще не знаю, когда буду стирать белье.