Эвтрофикация нанесла ущерб балтийской сельди, одному из ключевых видов. Состояние моря улучшилось, и в настоящее время предпринимаются усилия по восстановлению лугов с водорослями до песчаного дна.
Судно поддержки подводных лодок «Деко» тихо покачивается в колыбели волн, стоя на якоре у Сантахамины.
План погружения только что был рассмотрен, гидрокостюмы и сухие костюмы натянуты на шею, а к бедрам прикреплен грузовой пояс. Глубина у берега 2–4 метра, и хотя вода относительно прозрачная, море кажется бездонным.
Сегодня мы ищем не клад, а обычный песок. Дно, где морской еж, раненный эвтрофикацией, мог бы развлечься.
Луга с водорослями, кишащие жизнью, – это первозданные леса Балтийского моря, возраст которых может достигать тысячи лет. За тысячелетие многое успеет измениться: питательные вещества сделали море пышным, окаймленные луга захватили его, а вода стала мутной.
Однако морским ежам можно помочь, например, подсадив их на новые места для роста. Сначала вам просто нужно выяснить, где.
Итак, давайте совершим небольшое погружение.
Приют для «морских коньков» Балтийского моря
Во всем мире луга, заросшие водорослями, исчезают со скоростью 110 квадратных километров в год – быстрее, чем коралловые рифы и тропические леса. Каждый час мир теряет луга, заросшие водорослями, размером с два футбольных поля.
Большая часть мировых коммерческих рыбных запасов зависит от лугов с водорослями. Таким образом, помимо природы, под угрозой находится продовольственная безопасность сотен миллионов людей.
Единственной морской траве в Балтийском море угрожают эвтрофикация, строительство пляжей и дноуглубительные работы. Моряку, отнесенному к категории «наблюдаемых», грозит исчезновение.
Как и в экосистемах в целом, дело не только в мореплавании: страдают также улитки и ракообразные, пасущиеся на лугах, а также многие рыбы, прячущиеся среди растительности – например, песчанка и родственники морских коньков – морские коньки.
– Мерияйокас создает целую среду обитания, в которой процветают беспозвоночные, а рыбы и водоплавающие птицы также могут нырять оттуда в поисках пищи. Луга – это миниатюрная экосистема.
Целью проекта «Морские луга», начатого в этом году Фондом Джона Нурминена и службами природы Metsähallitus, является возвращение лугов с водорослями обратно в места, из которых они исчезли.
Давайте на минутку вернемся в Сантахамину. Возможно, здесь на песчаном дне когда-то росли морские ежи.
Давайте посмотрим, как это выглядело снизу.
Человек с помощью клонов
По предварительной информации, возможных мест посадки сотни. Поэтому в проекте «Морской луг» к участию в работе приглашаются волонтеры, любящие море.
В эксперименте, начавшемся этой осенью, дайвинг-клуб H2O помогает Фонду Джона Нурминена и Metsähallitus составить карту подходящих песчаных и гравийных оснований и сообщает о результатах в соответствии с подробными инструкциями.
Водолазы поднимаются на поверхность и забираются на палубу Деко, чтобы просмотреть подводные наблюдения.
Ну, специальный эксперт Миина Мяки, как выглядит дно, исходя из того, что вы слышали?
– Это казалось хорошим во всех отношениях. Говорили, что здесь было чистое красивое песчаное дно, а в прибрежной зоне водился морской еж. Без сомнения, тот, где мог бы вырасти моряк.
Благодаря длительной природоохранной работе состояние моря сейчас в некоторых местах улучшилось, и мореплавание снова может быть успешным. Однако, как вид, изначально предпочитающий соленые воды океана, он не производит эффективно семян в Балтийском море.
– Поэтому сейчас мы стараемся немного рассредоточиться в хороших местах выращивания, – говорит Мяки.
Даже подводные луга шириной в гектар являются продуктом бесполого размножения. Все «особи» луга могут быть клонами одного-единственного растения.
Низкая или почти отсутствующая генетическая изменчивость делает луга чувствительными к изменениям окружающей среды. Между лугами существуют генетические различия, но растения адаптировались к местной среде обитания. Поэтому высаживаемые растения также желательно переносить из близлежащих водоемов.
Пересадка крачек была опробована на государственных охраняемых территориях в западной части Финского залива. По результатам мониторинга посадки прошли успешно, а на некоторых участках облепиха уже сформировала новую густую поросль.
Самое главное – защитить то, что уже есть
Насаждения являются ценной помощью, но следует помнить, что основным способом защиты морского ежа является охрана существующих лугов и улучшение состояния Балтийского моря в целом.
Согласно целям, согласованным ООН и ЕС, в Балтийском море также планируется обеспечить 30-процентную охраняемую долю морских и прибрежных территорий.
Мы еще далеки от цели, потому что, например, в Финляндии охраняется лишь около 11 процентов площади морской поверхности. Помимо площади поверхности, важно и то, что защищается. Охрана должна быть направлена, в первую очередь, на разнообразные объекты морской природы.
Заинтересованность в сохранении природы, дополнительная помощь, которую оказывают плантации и очистка прибрежных вод, обещают лучшее будущее морякам. Дрифтеры теперь также пользуются юридической защитой, поскольку в новом Законе об охране природы дрифтерные дрифтеры внесены в список охраняемых природных мест обитания.
Пришло время повернуть нос в сторону порта приписки. Возможно, грядущим летом здесь уже прорастут зачатки водорослевого луга, а песчаные дюны будут радоваться пустыне, превратившейся в джунгли.