Финны изображали своего важного компаньона, корову, от наскальных рисунков до современного искусства. Информационная и фоторабота на Lehmilaitumma показывает, как крупный рогатый скот переходит на свободный выгул.
У одной из коров модные ласты. Белый узор головы коричнево-белой айширской коровы распространяется до уголков глаз, а также окрашивает в белый цвет некоторые ресницы. И этот взгляд! На гостей смотрят большие коровьи глаза, большие и любопытные, влажно-нежные.
Белохвост и его друзья пасутся на молочной ферме Аскола в Уусимаа. У крупного рогатого скота есть много места, чтобы бродить, отдыхать и жевать.
– У коров развито чутье, и они сразу же замечают, если на пастбище приходит незнакомец, – говорит Лейво.
– Во время съемок я старался подождать в стороне, пока они успокоятся. Затем я наблюдаю за их типичным для вида поведением.
Лейво написал и проиллюстрировал несколько научно-популярных книг о природе. Он наблюдал и фотографировал коров для своей работы. В книге 200 иллюстраций и много информации о поведении коров.
Наблюдая за коровами, Лейво был в центре внимания финнов. В то же время его мысли иногда далеко блуждали.
– В 1990-е годы я совершал длительные путешествия по африканским саваннам. Удивительно, но я получаю много подобных ощущений от домашних пастбищ.
– Я смотрю на финских коров, как на диких животных в саванне, – говорит Лейво.
По словам финна, корова подходит для стены или кофейной кружки.
Финские художники много раз изображали сосуществование коров и людей.
– Коровы породили траву, поедая такой ландшафт, как пастбище. По словам Нискаваара, на пастбища проникло много других видов, таких как насекомые и луговые растения.
Количество птиц, опылителей и микроорганизмов уменьшилось с сокращением пастбищ.
Коровы даже сформировали строительный фонд. Практически во всех старых дворах в сельской местности есть сарай, даже если там уже нет жителей.
На картине коровы стоят и лениво отдыхают у костра, зажженного человеком. Дым использовался для отпугивания насекомых, досаждавших коровам летними вечерами. По мнению Нискаваары, красота произведения заключается в спокойствии животных.
– Работа также передает животному заботу человеческого масштаба. Этот человек настроил на это коровьи рога и предложил своему коллеге возможность приехать и отдохнуть», — говорит Мария Нискаваара.
Коровы не были популярным предметом для художников в послевоенной, современной Финляндии, но вы снова можете увидеть коров в современном искусстве.
По словам Нискаваары, коровы Аккийюркя — особи. Они часто приближаются к зрителю и быстро движутся. Веселые тельца узора Äkkijyrkän играют на занавесках и кофейных кружках.
Скульптуры оловянной коровы художника охраняют автомобили на транспортных развязках, например, в центре Хельсинки.
Изображение эмоций животного иногда считается антропоморфным, человекоподобным. Животное словно лишается собственной сущности, а на его место ставится человеческое чувство. По мнению Марии Нискаваара, на произведение с изображением животного можно смотреть по-разному.
– Может быть, мы узнаем в животном то же, что и в себе. Это объединяет нас.
– Когда вы посмотрите на то, как человеческие дети играют в снегу, это мало чем отличается от того, когда телята играют на пастбище.
Коровы играют летними ночами
Летом 2022 года финские коровы смогли ощутить порхающий воздух и жару. Повседневная жизнь коров часто отличается. Идет дождь, и копыта тонут в глине. Стада, находящиеся на открытом воздухе круглый год, без колебаний переносят морозы и мокрый снег.
И все же, по мнению Лейво, корова должна быть в небе. Летом на пастбище, а зимой хорошо бы иметь возможность выходить на улицу. Крупный рогатый скот устойчив к погодным условиям, и многим нравится снежная погода, даже если на пастбище в это время нет корма.
– Выпас является основной врожденной потребностью коров. Вы почти можете сказать, что если корова не пасется, она не чувствует себя хорошо ни умственно, ни физически.
Интенсивное сельское хозяйство и производственная нагрузка привели к тому, что даже некоторые финские коровы всю жизнь проводят в помещении. Корова тоже приспосабливается к этому, но когда вы смотрите на пасущийся скот, это кажется неправильным.
Особенно когда Маури Лейво знает, как сказать, что коровы играют ночью.
– Большую часть пастбищного времени корова тратит на сбор, поедание и пережевывание травы, стоя или лежа.
– Летними ночами слышно больше шороха. Я заметил, что они более активны и жизнерадостны.
В книге «Lehmilaitumilla» можно увидеть, как блеют телята, молодые телки играют с быками. На некоторых снимках сухая земля рассыпается в пыль под копытами стада, поднимает облако пыли и делает пейзаж похожим на декорации вестерна. Не хватает только одинокого ковбоя.
Прощание с коровьими пастбищами?
Коровы Асколы излучают радость жизни. Одна беременна и скоро родит теленка.
Однако жизненный цикл коров довольно короткий. Даже дойную корову отправляют на бойню в среднем в возрасте пяти лет, хотя крупный рогатый скот может жить и до двадцати лет.
В то же время, по мере роста критики продуктов животного происхождения и интенсивного животноводства, люди должны решить, нужны ли нам коровы. Потеря пастбищ является частью потери природы.
Вредное влияние коров на окружающую среду неоспоримо. Крупный рогатый скот производит метан в своих желудках, а пастбища удобряют водотоки.
В Финляндии выбросы из рубца составляют три процента от всех выбросов парниковых газов, но во многих других странах ситуация еще хуже. Атмосфера общая для всех нас.
По мнению Маури Лейво, самое главное, чтобы хотя бы существующим коровам было позволено жить характерной для коровы жизнью.
«Наблюдение за коровами, их фотографирование и написание книги увеличили мое уважение к этому грубому животному», — говорит Лейво.
– Кажется, что они еще более очаровательные животные.