Картина неизвестного художника, купленная за сто евро, действительно была ценной работой известного финского художника. Загадка произведения разрешилась с помощью луча солнечного света.
Крайне редко покупка на аукционе или барахолке оказывается ценным произведением искусства. Так случилось с парой, купившей картину на аукционе в Тампере по смешной цене.
Он увлекается искусством и часто посещает художественные выставки.
Работа никого не интересовала
Джуна и его жена отправились на аукцион, чтобы посмотреть на лампы в 2017 году.
В задней части аукционного зала было много досок. Было несколько портретов без рам в плохом состоянии. Один из них сразу произвел впечатление.
– Отличная работа масляной краской. Кстати, то, что сделано настоящим художником, Джуна бросил жене.
Картина оказалась на аукционе из поместья. Не было никаких сведений ни о ее авторе, ни о том, кто был увековечен на мемориальной доске.
– Я поднял руку. Никто из заказчиков не заинтересовался работой. Мы были единственными, кто кричал это.
Аукционная цена доски составила 100 евро, из которых 25 евро составили аукционные издержки.
– Так дешево и красиво покрашено. Как это возможно, недоумевал новый владелец.
Неизвестный мужчина наблюдал за семьей
Происхождение и история картины начали беспокоить меня на следующий день после покупки. Может ли работа быть русской? А кто этот красивый молодой человек на доске?
Семья росла. Работа была забыта на долгие годы. Иногда Джуна планировал с женой его обрамить и отреставрировать. Их не производили, потому что они были слишком дорогими.
– Доска висела на веревке на кухне. Однажды в него залетела каша старшего ребенка.
Иногда доска находилась в кабинете над шкафом, а иногда в гостиной.
– Как будто неизвестный мужчина въехал, чтобы посмотреть и понаблюдать за нашей жизнью. Он стал частью нашего дома.
Слабый почерк привел к следу автора
Однажды весной в квартире ярко светило солнце. Луч солнца ударил в работу, которую Джуна и его жена меняли местами.
Именно тогда они впервые заметили слабый почерк за доской, на внутренней стороне клина.
– Он читал буквы mag и, видимо, имя, оканчивающееся на ius.
Слова målat av и последняя часть имени delfelt все еще встречались.
– Я сразу понял, что слово должно быть Эдельфельт!
Джуна стерла пыль с поверхности доски и получила подтверждение. На портрете на высоте правого плеча мужчины виднелась еле заметная надпись А. Эдельфельт.
Работа годами находилась перед глазами семьи и незнакомых людей, но никто ранее не замечал возможную подпись художника.
Он также является самым фальшивым художником в Финляндии или, по крайней мере, одним из них.
Поэтому у меня закралось подозрение, что картина должна быть копией работы известного мастера.
История, похожая на детектив
Начался упорный исследовательский проект, напоминающий работу тайной полиции. Джуна хотела знать все о работе и быть уверенной в ее авторе.
Он изучал альбомы для рисования в Национальной галерее и брал в библиотеке книги об Эдельфельте.
Он обратился к экспертам и связался с Художественным музеем Атенеум, в том числе, но остался без ответа. Никто не признал купленную на аукционе работу и ее молодость.
Он купил УФ-лампу, в свете которой рассматривал картину.
– Я также посетил все возможные музеи и рассматривал картины Альберта Эдельфельта под микроскопом.
Джуна пролистала список. Рабочий номер 346 выглядел знакомым.
– Это был чудесный момент, – как из кино, – вспоминает он сейчас.
При этом также стало понятно, кого художник нарисовал в произведении.
Печальная судьба молодого человека
Он родился в Хельсинки и умер от туберкулеза в Лозанне, Швейцария, когда ему было всего 23 года.
Мальчик должен был стать директором Тервакосской бумажной фабрики.
Работа написана по фотографиям и была завершена в 1885 году.
Буквы mag, которые Джуна различила на портрете, произошли от слова maisteri, magister. Ius был окончанием слова Wasenius.
– Работа имела в некотором роде грустное содержание. Это было воспоминанием о сыне, который должен был стать главой семьи, порученном отцом для своей семьи посреди огромного горя.
Картина находилась в «опасно плохом состоянии».
Джуна отнесла ему картину.
Реставратор заявил, что работа была в исключительно плохом состоянии.
– Это было размыто. Когда я посмотрел на него в боковом свете, я увидел, что он в опасно плохом состоянии, — говорит Тууликки Килпинен.
– Краска слезла во многих местах. В какой-то момент он также пострадал от воды.
Консервация картины заняла много времени. Он также был оформлен.
Килпинен написал в своем заявлении о работе в январе 2022 года: «Нет причин сомневаться в подлинности работы как картины Альберта Эдельфельта».
Редкая находка для кладоискателя
– Это очень редко.
То же самое относится ко всему ценному искусству. Покупатель, посещающий блошиные рынки и аукционы, надеется найти ценное произведение искусства по доступной цене, но обычно разочаровывается.
– Могут быть эскизы или графические оттиски, но вряд ли картины, – продолжает Селкокари.
Стоимость работы умножается
Сейчас аукционная находка Джуны и его жены «застрахована на значительную сумму», а купленная за сотню картина «стоит десятки тысяч евро».
Сумма, которая кажется большой, невелика по сравнению с тем, что было заплачено за знаменитые работы Эдельфельта на аукционах. Например, цена картины «Среди роз» на шведском аукционе в марте выросла примерно до 300 000 евро.
Джуна подчеркивает, что денежная ценность для них не главное.
– С тех пор, как я был маленьким, я пытался искать сокровища. Было здорово, что мы смогли узнать историю доски и пережить приключение, которое нельзя измерить деньгами, — говорит Джуна.
– Я уверен, что вы больше не столкнетесь с открытием этого стандарта.
Интерес к аукционам не угас. Йоона просматривает все каталоги финских аукционов каждую неделю.
– В качестве урока из нашей истории скажу, что нужно покупать что-то красивое и то, что вам нравится.
Адольф ждет в Порвоо
Портрет Адольфа Васениуса не будет представлен на выставке произведений Альберта Эдельфельта, открывающейся в Художественном музее Атенеум.
– Совпадения продолжались, – констатирует Джуна.
Теперь портрет впервые будет выставлен на всеобщее обозрение в выставочном пространстве Villa Albert в Хайконе. Он открывается для публики в тот же день, что и студия, 4 мая.
– Для меня большая честь иметь возможность взять портрет и выставить его здесь, – говорит Ханна Каарина Сырьяляйнен.
– У нас юбилейный год. Мастерской, построенной Эдельфельтом, исполняется 140 лет.
Живописец, график и иллюстратор Альберт Эдельфельт провел лето в Хайкоу и написал там более 200 работ.
Там же он и умер в возрасте 51 года.
Подробнее о красочных шагах в подкасте Yle
Подкаст из пяти частей можно найти на Yle Areena.