Выставка «Восточная духовность» на вилле Гилленберг представляет финских художников, вдохновленных эзотерикой и восточными религиями.
В творческой карьере Койву есть и интересный сюжет, на который мало обращают внимания. В 1930-е годы Койву проиллюстрировал несколько сказок на восточную тематику, из которых видно, что он был знаком, в том числе, с символическими жестами индийского танца, или мудры.
В разгар возрождения
Такие неожиданные взгляды на отечественное искусство предлагает выставка *Восточная духовность*, куратором которой является Нина Коккинен. Это продолжение трехлетнего исследовательского проекта Коккинена, который сопоставляет эзотеризм и духовность среди финских художников.
– Я думаю, что художники пытались искать альтернативы, особенно церковному христианству. Изменения искали в сторону эзотерики, но по той же причине вызывали интерес и восточные религии. По словам Коккинен, речь шла о поиске другого рода духовного наследия.
В XIX веке восточная духовность была принесена в Финляндию не только ориентализмом, но и теософским движением, испытавшим сильное влияние индийской религиозной традиции, и связанного с ним эзотеризма, т.е. тайного учения, вдохновлявшего многих финских художников.
– *Ad Astra* описывает душу, которая вот-вот вознесется на другие планеты в цикле перевоплощений. Картина представляет собой один из взглядов на учение о реинкарнации, — объясняет Нина Коккинен.
В газетах XIX века факиры и подобные им восточные явления, воспринимаемые как экзотика, также стали занимать место в колонках. Поэтому Галлен-Каллелак приобрел себе статую тянущегося ввысь факира с распростертыми руками, которую можно увидеть, например, в правой части картины *Мадонна* 1891 года.
Духовные наставники в помощь художникам
– Илона Харима была членом Теософского общества и была знакома, в том числе, с тантрой. Харима в основном держалась особняком и не считалась особой фигурой в кругах художников. Можно сказать, что он представлял свое время, — резюмирует Нина Коккинен.
– Не обязательно, что художники пытались передать через свои работы тайные послания или что-то скрыть. Поскольку при изучении истории искусства сведения о стремлениях художника часто терялись, с нашей точки зрения это может показаться тайной.
Экзотика и неподдельный интерес
В XIX веке восточная духовность часто воспринималась в отечественном и ином европейском искусстве как неподдельный интерес и стремление к диалогу с иной культурой, но она также сопровождалась категоризацией, конфронтацией и противоречиями.
– Чувствовалось, что в Индии будет более высокая и оригинальная религиозность, но в то же время критиковался реакционный характер страны, и мы задавались вопросом, осталась ли вообще эта древняя мудрость в Индии, – говорит Нина Коккинен.
На выставке я играл музыку из альбома Айраксинена 1994 года *Milk Sea*.