Во время фестивальных недель в Хельсинки широко экспонируется танцевальное искусство хореографа Бориса Шармаца. В настоящее время он руководит Tanztheater Wuppertal, основанным Пиной Бауш, чьи будущие выступления в Tanssi talo были распроданы за пару недель.
Шармац родился во Франции и стал одним из самых популярных хореографов в Европе. Он особенно известен в Центральной Европе, где Charmatz танцевал тысячи горожан в своих собственных публичных проектах.
Шармац поставил танцевальную постановку для старого оперного театра в Париже. Там вместо сцены спектакль проходил на величественной лестнице и в позолоченном тепле легендарного здания. Шармац пригласил горожан в Лондонский музей современного искусства (Тейт Модерн) и спросил, что, если Тейт Модерн — это музей танца?
Он также заставил людей танцевать в бывшем ангаре заброшенного берлинского аэропорта Темпельхоф. После трехчетвертной разминки зрители смогли решить, хотят ли они продолжать выступать в качестве зрителей или исполнителей.
Серия инклюзивных массовых танцевальных работ началась в Ренне на севере Франции добрых пять лет назад. Charmatz разработал концепцию _Fous de danse_, Crazy to Dance, где профессиональные танцоры и горожане встречаются вживую.
– В Ренне есть большая площадь, которая не нравится горожанам. Пустынно. Мы решили сделать там публичный номер, где профессиональные танцоры смешались с любителями. Стили варьировались от народного танца до хип-хопа и моего собственного языка движений. Мероприятие стало очень популярным, говорит Чарматц.
Проект реализовывался трижды, всего пришло 16 000 человек.
– Я люблю танцевать в театре, как здесь. По словам Шармаца, Tanssi talo — это огромный актив для Хельсинки.
Однако достучаться до потенциальной публики танца легче вне учреждений.
– Еще мне нравится, что люди могут бесплатно посмотреть танец в общественных местах и присоединиться к танцу.
Он также говорит о страхах, которые могут быть связаны с общественными местами. Совместная работа может оказать на них положительное влияние.
– С помощью танца мы можем вместе развеять эти страхи.
Лавина движения достигла Хельсинки
Группа приедет в Хельсинки в ноябре с работой _Vollmond_ (Полнолуние), билеты на выступления Tanssi talo были распроданы за две недели. Пилотирование группы, которая была основана в начале 1970-х годов, является задачей в мире танца, за которой пристально следят. Tanztheater Wuppertal выпустил всего несколько новых произведений после смерти Бауша, и группа считается неповрежденной.
– Первый год учится. Как работает группа и чего они хотят, говорит Чарматц.
Будущий репертуар Tanztheater Wuppertal уже был готов до следующей весны, когда Шармац занял пост художественного руководителя коллектива. Он, с другой стороны, будет гастролировать со своими работами этой осенью и следующей весной.
Премьера первой совместной работы Charmatz и Tanztheater Wuppertal состоится в сентябре 2023 года.
– Tanztheater Wuppertal всегда будет таким же, как Пина Бауш, но в то же время изменятся танцоры, тела и общество группы. Работы отображаются в другом контексте, чем раньше. Трения между мужчиной и женщиной лежат в основе работ Бауш, но сегодняшние мужчина и женщина уже не те, что были в 1970-х.
Charmatz относится к множественности полов.
– Есть много людей, которые не чувствуют себя мужчинами или женщинами. Гендер и сексуальность меняются. В группу входит, например, бразильская танцовщица, трансгендерная женщина. Какое место он занимает в этих работах Пины Бауш, спрашивает Шармац.
Он уверяет, что произведения Бауша и впредь будут представлены с уважением к автору, но, возможно, с несколько иной точки зрения.
– Я уверен, что люди увидят перемены. Работы Бауша могут быть представлены немного иначе, чем раньше, но преемственность художественного наследия лежит в основе всего, — говорит Шармац.
– На самом деле, я не знаю, что хочу сказать этой работой. Потому что в итоге у него 10 000 вещей и жестов. Это похоже на шквал движений, — улыбаясь, говорит Чарматц.