Психическое здоровье пошатнулось в тени солнечных каникул – Фильм “После солнца” – часть новой волны автобиографических блокбастеров

Сценарий фильма Aftersun с участием Фрэнки Корио и Пола Мескаля.
В фильме Aftersun изображены Софи (Фрэнки Корио) и ее отец Калум (Пол Мескал) во время совместного отпуска, где под поверхностью бурлит спокойствие.

Дебютный фильм шотландского режиссера Шарлотты Уэллс, удостоенный награды, посвящен воспоминаниям и потере, что сделало его одним из самых обсуждаемых фильмов современности.

Экскурсоводы танцуют макарену в желтых рубашках, заправленных в шорты цвета хаки. Это вечернее развлечение для туристов, лимонная “Фанта” и пиксельное изображение видеокамеры MiniDV – ностальгические элементы, которыми недавний фильм *После солнца – наш день под солнцем* очаровывает своих зрителей *-*, прежде чем разбить их сердца.

– Рассматривая фотографии, я был поражен тем, как молодо выглядел мой отец. В то время мне самому было почти столько же лет, поэтому у меня возникла идея о молодом отце и его дочери на отдыхе. Идея воплотилась в жизнь, и получился фильм о воспоминаниях, грусти и любви.

От самой маленькой серии Каннского фестиваля до фаворита Обамы

В конце прошлого года, когда критики опубликовали свои списки лучших фильмов года, маленький и уютный *Aftersun* занимал в них заметное место, часто находясь на самом верху. Британский взгляд

По ту сторону Атлантики Мескаль также получил номинацию на «Оскар» за роль лучшего актера, а Уэллс получил премию Гильдии режиссеров Америки за лучший режиссерский дебют.

Немалый успех имел фильм неизвестного режиссера, мировая премьера которого состоялась в самом маленьком цикле программ Каннского кинофестиваля во время Недели критики, наряду с финской *Историей Метсура*.

Темы из вашей собственной жизни

Есть еще одна причина для упоминания Спилберга, кроме объятий критиков и града наград. Новейший фильм легендарного режиссера *The Fabelmans* также основан на собственной жизни автора.

Однако в последние годы в фильмах значительно увеличилось количество элементов, взятых из собственной жизни. Кроме того, многие из них описывают жизнь менее грандиозно, акцентируя внимание на радостях и проблемах повседневной жизни.

Старик и женщина.
Фильм “Прекрасное утро” основан на воспоминаниях режиссера Мии Хансен-Лёве о последних месяцах жизни ее отца. Паскаль Грегори, который играет отца, лишенного памяти, и Леа Сейду в потрясающей главной роли.

– Я считаю, что стал частью этого явления случайно, потому что занимаюсь *Aftersun* уже восемь лет. Что касается авторов, которые пишут быстрее меня, я думаю, что пандемия коронавируса как-то связана с тем, что они нашли время подумать о собственной жизни, — говорит Уэллс.

Премьера «Kaunis aamu» состоялась в Финляндии на прошлой неделе, в тот же день, что и «Aftersun».

Попытка понять страдание

Однако вернемся к *Aftersun*. Под солнечной поверхностью поездки в Турцию, которую он описывает, скрывается более темный подтекст. Практически с самого начала фильма понятно, что в жизни Калума что-то не так.

Ощущение усиливают вкрапления кадров фильма, где подросшая Софи стоит с серьезным выражением лица посреди танцующей массы в мерцании стробоскопов. Как будто он тоже смотрит на свои детские воспоминания и отчаянно пытается понять своего отца и свои собственные противоречивые чувства, которые вызывают в нем эти воспоминания.

Смотрите официальный трейлер Aftersun здесь.

Персонаж Калума основан на собственном отце Уэллса, который умер, когда он был молод. Основываясь на собственном опыте, режиссер хотел показать отношения отца и дочери как нечто хорошее в их жизни.

– Я хотел, чтобы с первой фотографии было понятно, что их отношения теплые и любящие. Они получают что-то уникальное, силу друг от друга. Кроме того, отец обретает смысл в своей жизни, будучи родителем, говорит Уэллс.

В конечном счете, режиссер хотел оставить зрителю свободу интерпретировать для себя, от чего именно страдает Калум. В противном случае фильму грозила бы опасность превратиться в описание одной проблемы с психическим здоровьем.

– Самый важный отзыв, который я получил, был, когда зрители сказали, что изображение душевной борьбы Калума показалось им подлинным и чем-то, чего они раньше не видели в фильмах.

Более здоровое представление о психическом здоровье

В то время, когда «Aftersun» изображал 1990-е, было вполне нормально увидеть фильм, изображающий человека, страдающего от проблем с психическим здоровьем, в качестве объекта юмора, жестоко карикатурного чудака или демонизированного злодея.

Однако в настоящее время в фильмах можно увидеть более уважительное изображение проблем психического здоровья. По словам режиссера Уэллса, причина в общем изменении атмосферы. По его словам, именно молодежь говорит о психическом здоровье без прежнего стыда.

– Всего пару десятков лет назад эта тема была огромным табу. Во многих семьях и культурах она до сих пор существует, но в то же время она обсуждается публично больше, чем когда-либо.

Девушка и мужчина на палубе лодки или корабля.
Под сверкающей поверхностью Aftersun скрывается более темное подводное течение.

По словам Уэллса, к психическому здоровью относятся более понимающе и чуть более сочувственно, чем раньше. *Aftersun* также является частью развития к лучшему.

– Недавно я был на показе, где молодая женщина сказала, что помирилась с отцом, увидев мой фильм. Когда ты годами бьешься головой об стол и отчаянно пытаешься хотя бы написать фильм, ты даже не представляешь, что это может оказать реальное влияние на чью-то жизнь, режиссер счастлив.

Чувство важнее интерпретации

Благодаря успеху фильма Уэллс объездил весь мир. Поскольку «Aftersun» многое оставляет на усмотрение зрителя, он слышал от зрителей множество интерпретаций того, о чем фильм и о душевной борьбе Калума.

– Правда в том, что эти интерпретации всегда больше всего говорят о человеке, который сделал интерпретацию. Они рассказывают о том, какой опыт у них есть в мире и какие у них отношения с собственными родителями.

Режиссер говорит, что не хочет оспаривать чью-либо интерпретацию своего фильма. Для него важнее, что интерпретации так часто заканчиваются в одном и том же месте на эмоциональном уровне.

– Прежде всего меня интересует кино как форма выражения чувств. Для меня чувство этого фильма — это потеря и любовь, которые длятся дольше этого.

Сценарий фильма Aftersun с актерами Полом Мескалем и Фрэнки Корио
Aftersun рисует последний совместный праздник отца и дочери в виде мгновенного флешбэка.