Все больше хорроров, снятых женщинами — в фильме «Кошмар» скандинавский демон притаился во сне

Норвежский фильм ужасов «Кошмар».
В фильме ужасов «Кошмар» мы находимся на границе между сном и бодрствованием.

Дебютный фильм норвежки Кьерсти Хелен Расмуссен, прошедшей путь от сценариста ужасов до режиссера, погружается в кошмарные миры снов и мифологии.

«Unta uness» – это только / все, что я мог видеть».

Нарушения сна и ночные кошмары уводят главных героев фильма все глубже и глубже в наклонную поверхность правды и нереальности, куда заглядывают демоны и злые силы. Жизнь молодой пары Робби и Моны круто меняется, когда последнюю начинает мучить частый сонный паралич.

Сонный паралич относится к кратковременному состоянию бытия, которое накладывается между сном и бодрствованием, которое сопровождается неспособностью двигаться, а также галлюцинациями, например, злонамеренных существ – материал ужаса сам по себе.

Сам режиссер никогда не страдал сонным параличом, но пару раз мне это удавалось.

– В осознанном состоянии человек осознает, что он спит, и в целом это был приятный опыт. В детстве у меня был повторяющийся кошмар, который, по-видимому, каким-то образом был связан с увиденным мною фильмом ужасов.

Норвежский кинорежиссер Кьерсти Хелен Расмуссен.
Кьерсти Хелен Расмуссен сфотографирована в Хельсинки 28 марта. 2023. Расмуссен, который живет в Бергене, с энтузиазмом слушал металл, когда был моложе, и до сих пор слушает диггейл-группы, такие как Enslaved.

Наука встречается с древней мифологией

Помимо ночных кошмаров, Кьерсти Хелен Расмуссен увлекаются и фильмами ужасов. Он начал писать короткометражные фильмы пятнадцать лет назад. В 2015 году был создан сценарий популярного норвежского фильма ужасов *Виллмаркская лечебница*, а спустя два года — триллера *Туннель*.

*Кошмарен* Расмуссен написал сценарий и снял фильм, так что мы можем говорить о довольно всеобъемлющем видении, в котором наука, исследующая более странные вещи, встречается с мифологией.

– Эти два произведения создают мой любимый жанр: современная наука сочетается с античной мифологией и мифами.

В случае с «Кошмаром» это означает, что, хотя сонный паралич теперь является научным термином, ранее странное и ужасающее состояние бытия приписывалось демону. В скандинавской и германской мифологии есть демон по имени Маре, который парит ночью на груди ничего не подозревающего спящего и вызывает у него жестокие кошмары.

Норвежский фильм ужасов «Кошмар».
Суперзвезда SKAM Герман Томмераас сыграет одну из главных ролей в «Кошмаре».

Демон оставил после себя слово, означающее «кошмар», включая английское «кошмар», французское «cauchemare» и немецкое «Nachtmar». В Норвегии Маре также считается сексуальным существом, способным соблазнять как мужчин, так и женщин.

– Я думаю, что Маре очень крут в роли демона, и я удивлена, что его мало используют в популярной культуре или рассказывании историй, – думает Кьерсти Хелен Расмуссен.

– Внешний вид *Nightmare* с бледными цветами также является данью уважения фильмам 1970-х годов. Мы также могли бы использовать больше цифровых эффектов, но мы стремимся делать визуальные решения, используя только камеру, насколько это возможно.

Ужасы, снятые женщинами: от Стивена Кинга до каннибалов

Хотя в последние годы сфера хоррор-развлечений стала как основной, так и диверсифицированной, в мире все еще довольно много женщин-режиссеров ужасов, особенно в странах Северной Европы, по сравнению с мужчинами.

Девушка держит на коленях большое птичье яйцо, поверхность которого имеет отпечаток руки.  Предварительные кадры грядущего фильма ужасов Ханны Бергхольм «Паханхаутоджа».
«Пахангаутаджа» Ханны Бергхольм — пример домашнего ужаса, движимого женщинами.

Ужас также может быть использован для освещения политических проблем.

По словам Кьерсти Хелен Расмуссен, женщины-режиссеры часто оставляют ужасы позади, потому что женщины могут чувствовать давление, чтобы они снимали драму и артхаус, то есть фильмы, которые считаются «более важными».

– Тем не менее, я придерживаюсь мнения, что жанровые фильмы и особенно фильмы ужасов – это место, где можно говорить о политических и социальных проблемах. Кроме того, хоррор дает возможность развить такие темы гораздо дальше, чем, например, драма.

Естественно, в фильмах ужасов женщин-режиссеров часто встречаются феминистские перспективы, и это также относится к «Кошмару». Менструальная кровь — элемент, который редко можно увидеть в фильмах, в «Кошмаре» это даже немного шутка.

– Несмотря на то, что меня очаровывают демоны, меня также интересуют наслоения, которые включают в себя определенную феминистскую повестку дня. К ним относятся, например, менструальная кровь и право женщины на собственное тело. Даже в наше время открыто говорить об абортах бывает сложно, а менструальная кровь — редкость в фильмах, хотя это неотъемлемая и повторяющаяся вещь в жизни женщины.

– Крещение *Nightmare* началось с Германа. Мне нужен был человек, который справился бы с двойной ролью, потому что не всем это под силу. Я видел Германа в молодежном сериале *Семестр*, и он был действительно хорош в этом.

«Кошмар» Кьерсти Хелен Расмуссен можно будет увидеть на этой неделе в Хельсинки на фестивале Night Visions.

Смотрите SKAM (четыре сезона) на Areena по этой ссылке.