В Эстонии постоянно создаются экстремальные металлические проекты, и, похоже, интерес к эстонским группам проявляют и за пределами страны. Фолк-группа Metsatöll, однако, является единственной эстонской метал-группой, которой удалось пробиться в большом количестве.
Эстонский альтернативный металл породил отечественные лейблы и фестивали, но в отличие от Финляндии, в Эстонии нет международных метал-групп, добившихся масштабного успеха, за исключением фолк-метал группы Metsatöll.
Смешивая мрачный блэк-метал и агрессивный дэт-метал, музыка наступает как обычный прокурор, а вокал звучит как смесь рвоты, бульканья и предсмертного хрипа.
Менее слащавая лирика включает такие темы, как копрофилия, сексуальное удовольствие, связанное с фекалиями, различные извращения, садизм и насилие.
Такие ментальные пейзажи предлагает эстонский экстремальный металл в его лучшем и самом брутальном проявлении. Группа из четырех человек Goatsmegma уже более четырех лет служит одним из столпов андеграундного металла у себя на родине, а также пользуется культовой популярностью за рубежом.
– Да, мы самая экстремальная и самая подлая метал-группа Эстонии. Конечно, в Эстонии есть музыкально брутальные дэт-метал группы, но они не культивируют такие визуальные элементы, говорит Тони Алаярв, который также играет в блэк-метал группе Süngehel.
Metsatöll – самая успешная эстонская метал-группа
До сих пор самой успешной на международном уровне эстонской группой была Metsatöll, основанная в 1999 году и исполняющая фолк-метал. Используя мифологию и язык своей родины, группа гастролировала по Соединенным Штатам и Южной Америке и выступала на крупных металлических фестивалях, таких как Tuska.
– Как будто у вас, финнов, в душе метал-музыка. Эстонцы, с другой стороны, всегда больше слушали, например, техно и электро музыку. Когда Эстония стала независимой в 1990-х, я слушал Стоун, в то время как большинству эстонцев нравилось техно.
По словам Теэряэри, металкор в настоящее время переживает бум в эстонском мейнстрим-металле, как и в других частях мира. С другой стороны, в андеграунде блэк-метал с такими группами, как Süngehel, был популярен с конца 1990-х годов.
Teeäär в восторге от современной волны эстонского андеграунда и нового поколения творцов.
– Где-то семь-восемь лет назад я задумался о том, каким может быть будущее эстонского металла. Казалось, что в то время никто больше не слушал металл и не хотел им заниматься.
Стоит рисковать, даже если это означает получить удар
По словам Маркуса Теэээра, проблемы эстонского металла и остального музыкального бизнеса связаны с деньгами: их немного.
– Помимо денег, проблема в том, что слишком мало рискуют. Одна из причин успеха Metsatöll заключается в том, что мы шли на риск. Иногда это стоило мне даже пальто, но, несмотря ни на что, оно того стоило.
С другой стороны, по словам Teeäär, успех Metsatöll также связан с удачей: группа оказалась в нужном месте в нужное время.
Точно так же Метсателль смог разогреть Nightwish и, таким образом, завоевать новую аудиторию.
Точно так же и карьера Метсателлинки не пошла на взлет.
– Я помню, как в первые дни нашей карьеры эстонские радиостанции всегда отправляли наши синглы обратно и объявляли, что мы не хотим играть ничего подобного на радио, – улыбается Маркус Тееяэр.
Обычно считается, что языком метал-музыки является английский, и в прошлом он был и в Эстонии. Тем не менее, Metsatöll является прекрасным примером того, как международная популярность может быть достигнута с помощью текстов, в которых используется архаичный эстонский язык, то есть очень небольшая группа языков.
– Думаю, зарубежной публике одинаково интересно, что Moonsorrow и Korpiklaani поют на финском, а Finntroll на финско-шведском. Люди хотят слышать языки, отличные от английского, резюмирует Маркус Теэээр.
Сатанинские стихи и сперма козла
Эстония – маленькая страна, и такая группа, как Goatsmegma, например, не просто оттуда. Тони Алаярв давно слушал пропитанный военной тематикой вар-метал и хотел создать свою версию этого жанра, но, похоже, в его родном городе не было музыкантов-единомышленников.
Затем Алаярв познакомился с барабанщиком Sadistic Hellblast Impaler, который также увлекался вар-метал-группами, такими как Sadomator, Conqueror и Revenge. Вскоре к сцене присоединились Goathanger666 и Commander of the Demonic Axe.
Остальное уже история, а такие классические произведения, как *Сатанинское изнасилование с девственницей*, *Утопление в козьей сперме* и *Хаотический анальный секс с козой*, увидели свет.
– Меня вдохновляют фильмы ужасов и другие блэк- и дэт-металлические группы. В текстах я собираю весь негатив, гнев и возмущение, которые только могу выразить словами. Написание таких текстов для меня — катарсис, очищающий опыт, — говорит Алаярв.
Темы другой группы Тони Алаярви, Süngehel, играющей традиционный блэк-метал, включают сатанинские стихи и антихристианство.
По словам Алаярви, сейчас в эстонском андеграунде происходит много позитивного.
– Постоянно создаются новые проекты, и, кажется, есть интерес к эстонским группам и за пределами моей родной страны.
Об этом свидетельствует и тот факт, что недавно в Эстонии была основана звукозаписывающая компания Warhorn Records, которая ориентирована именно на эстонский альтернативный металл.
В прошлом году лейбл Warhorn Records выпустил четыре альбома, а его исполнители включают, среди прочих, блэк-дэт-метал группу Ziegenhorn, блэк-метал группу Langenu и дэт-метал группу Swarn.
Советская цензура также повлияла на металл
По словам Тони Алаярви, Финляндия успела развить свою металлическую и музыкальную сцену, но в то же время Советский Союз систематически подвергал эстонскую культуру цензуре на протяжении пяти десятилетий.
– Наверное, важно и то, что в Эстонии проживает значительно меньше людей, чем в Финляндии. У нас есть много людей, которые слушают металл, но очень немногие берут в руки инструменты или начинают что-то трясти. Или первоначальный энтузиазм по реализации таких вещей обрывается, продолжает Тони Алаярв.
На данный момент в Эстонии также есть два фестиваля, на которых хорошо представлен местный андеграундный металл. Организованный зимой Howls of Winter недавно отпраздновал свое десятилетие, а летом вы можете насладиться альтернативным и мейнстримным металлом в Hard Rock Laager.