Смелая Эмми Фок пробилась в центр художественной фотографии сто лет назад — она снималась обнаженной и играла с гендерными ролями.

На старой фотографии женщина вытянута назад, как будто делает полвольта назад.  На женщине только юбка.
Танцовщица Мэри Валле, 1929 или 1930 год.

На заре фотографии еще не было известно, кому принадлежит эта профессия, и это позволило женщинам выйти на поле уже в 19 веке.

Картина заняла некоторое время.

Фотограф Эмми Фок.
На фото сам Фок. Семья Эмми Фок (урожденная Якель) переехала из Германии в Турку в начале 20 века.

Родившийся в Германии Фок получил образование фотографа в Кёльнской художественной школе. В 1915–1921 годах работал в фотоателье в Германии, Стокгольме и Мариехамне.

1922 год стал временем основания моей собственной фотостудии в Турку, Atelier Irmelin. Мы жили во времена, когда женщины постепенно входили в трудовую жизнь и становились более заметными участниками общества.

На старом фото женщина в шляпе, в мужской рубашке и галстуке.
1920-е и 1930-е годы были наиболее творчески продуктивным временем Фока.

Своими картинами Фок участвовал в построении нового вида современного женского идеала.

Амбициозный и смелый

Куратор Финского музея фотоискусства Анни Валлениус в середине выставки, Каапелитехдас, Хельсинки, 17 февраля 2023 года.
Анни Валлениус — куратор Финского музея фотоискусства.

– Он учился исключительно хорошо и был действительно опытным. Очень часто он изображал женщин, и почти все без исключения фоковские женщины — такие сильные персонажи, властители положения и активные действующие лица.

Эмми Фок сделала амбициозные студийные портреты сливок круга общения Турку, привнеся в снимки драматизм и мягкий свет, знакомые по кадрам Элокуватяхти.

На старом фото женщина в меховом воротнике.
Своими мягкими и насыщенными портретами Фок стремился передать драматическую атмосферу картин кинозвезд.

Он также играл с модными темами 20-х и 30-х годов; с андрогинностью и смешением гендерных ролей.

Фок был одним из первых фэшн-фотографов в Финляндии, и он также сосредоточился на танцевальных фотографиях.

А потом были обнаженные.

Женщина и лодка на старой фотографии.
Со своими обнаженными фотографиями Эмми Фок также участвовала в отечественных и зарубежных фотовыставках в Японии, США и Германии.

– Фотография обнаженной натуры была одним из жанров художественной фотографии, но Эмми Фок была совершенно исключительной в области финской фотографии, – говорит Валлениус.

– Женщины позируют в них застенчиво-раскрепощенно, снимки показывают хорошее взаимодействие между фотографом и фотографируемым. В обнаженных телах Фока женщины — субъекты, а не объекты.

Со своей художественной продукцией Фок успешно участвовал в выставках и конкурсах как в Финляндии, так и за рубежом.

Мужские клубы доминировали в художественной фотографии

В то время, когда женщины-художницы в других областях боролись за право на существование, многие из них уже работали студийными фотографами. Поначалу работа Фотографа считалась профессией ремесленника и поэтому также более подходящей для женщин, чем любое высшее искусство.

– В первые десятилетия фотографии еще не было общего понимания того, кому на самом деле принадлежит профессия фотографа, – говорит Анни Валлениус.

– Не было устоявшейся традиции, что это была мужская сфера, когда в индустрию могли войти и женщины.

Женщина в головном уборе и нити жемчуга, без одежды, спиной к камере.
Женский портрет 1927 года.

Уже в 1850-х годах в крупнейших городах были профессиональные фотографы. Фотография стала более распространенной в следующем десятилетии, когда изображения уже можно было печатать с негативов на бумажные позитивы.

Появление первого массового фотографического продукта, визитных карточек, также произошло в 1860-х годах. Для промышленности требовалась рабочая сила.

В то же время положение женщин в Финляндии в целом улучшилось. Незамужние 25-летние женщины достигли совершеннолетия. Женщины могли сами заключать контракты, выступать в качестве предпринимателей, распоряжаться собственными средствами, что сделало работу фотографа юридически возможной для женщин.

Женщина и немецкая овчарка на старой фотографии.
Фок внимательно следил за мировыми тенденциями в своей области.

– Но да, даже в области фотографии у мужчин всегда была фора, – говорит Анни Валлениус.

– Были области, где женщинам было легче работать, а это значит, что в этих студийных фотографах с самого начала была значительная доля женщин.

Но когда дело дошло до фотоискусства, женщины упирались в стеклянный потолок.

– Эта деятельность велась в таких фотообъединениях и фотолюбительских клубах, которые были вполне джентльменскими клубами. Поначалу женщин вообще не хотели, и эти джентльмены часто из высшего сословия относились к женщинам-профессионалам-фотографам снисходительно и критически.

Забытые женщины истории

Эмми Фок десятилетиями руководила успешным Atelier Irmelin. Он нанял много женщин-фотографов, а также обучал их работе.

Он вышел на пенсию только в 1966 году, после более чем 40 лет работы, долгое время страдая от ревматоидного артрита пальцев рук.

На старом фото женщина пристально смотрит в камеру.  У женщины темные короткие волосы, на ней только бюстгальтер.
В более широком смысле работы Фок были представлены на выставке Kuvan kaunis в провинциальном музее Турку в 1997 году – фотографии Эмми Фок 1920-х и 1930-х годов.

– Эмми Фок очаровала многих исследователей фотографии, особенно женщин, – говорит Анни Валлениус.

– Но надо сказать, что его наследие могло быть и больше. К сожалению, женщины в истории, а также женщины в истории фотографии часто забываются, а их продукция не известна так широко, как они того заслуживают.

Может, не случайно мы знаем об Эмми Фок?

Он был смелым, усердно тренировался и участвовал во многих выставках и соревнованиях. Даже будучи фотографом, он не хотел быть объектом, а предпочитал быть частью субъекта.

На старой фотографии две женщины в человеческой пирамиде.
Совсем недавно работы Эмми Фоки были выставлены на выставке «Диалог Элины Бразерус и Ханнеле Ранна» в Ateneum 2022. Работы Фоки хранятся как минимум в Финском музее фотографии, фотоархиве Музейного центра Турку и фотоархиве Отава.

*Посмотрите всю историю о храброй Эмми Фок в половине седьмого*