На заре фотографии еще не было известно, кому принадлежит эта профессия, и это позволило женщинам выйти на поле уже в 19 веке.
Картина заняла некоторое время.
Родившийся в Германии Фок получил образование фотографа в Кёльнской художественной школе. В 1915–1921 годах работал в фотоателье в Германии, Стокгольме и Мариехамне.
1922 год стал временем основания моей собственной фотостудии в Турку, Atelier Irmelin. Мы жили во времена, когда женщины постепенно входили в трудовую жизнь и становились более заметными участниками общества.
Своими картинами Фок участвовал в построении нового вида современного женского идеала.
Амбициозный и смелый
– Он учился исключительно хорошо и был действительно опытным. Очень часто он изображал женщин, и почти все без исключения фоковские женщины — такие сильные персонажи, властители положения и активные действующие лица.
Эмми Фок сделала амбициозные студийные портреты сливок круга общения Турку, привнеся в снимки драматизм и мягкий свет, знакомые по кадрам Элокуватяхти.
Он также играл с модными темами 20-х и 30-х годов; с андрогинностью и смешением гендерных ролей.
Фок был одним из первых фэшн-фотографов в Финляндии, и он также сосредоточился на танцевальных фотографиях.
А потом были обнаженные.
– Фотография обнаженной натуры была одним из жанров художественной фотографии, но Эмми Фок была совершенно исключительной в области финской фотографии, – говорит Валлениус.
– Женщины позируют в них застенчиво-раскрепощенно, снимки показывают хорошее взаимодействие между фотографом и фотографируемым. В обнаженных телах Фока женщины — субъекты, а не объекты.
Со своей художественной продукцией Фок успешно участвовал в выставках и конкурсах как в Финляндии, так и за рубежом.
Мужские клубы доминировали в художественной фотографии
В то время, когда женщины-художницы в других областях боролись за право на существование, многие из них уже работали студийными фотографами. Поначалу работа Фотографа считалась профессией ремесленника и поэтому также более подходящей для женщин, чем любое высшее искусство.
– В первые десятилетия фотографии еще не было общего понимания того, кому на самом деле принадлежит профессия фотографа, – говорит Анни Валлениус.
– Не было устоявшейся традиции, что это была мужская сфера, когда в индустрию могли войти и женщины.
Уже в 1850-х годах в крупнейших городах были профессиональные фотографы. Фотография стала более распространенной в следующем десятилетии, когда изображения уже можно было печатать с негативов на бумажные позитивы.
Появление первого массового фотографического продукта, визитных карточек, также произошло в 1860-х годах. Для промышленности требовалась рабочая сила.
В то же время положение женщин в Финляндии в целом улучшилось. Незамужние 25-летние женщины достигли совершеннолетия. Женщины могли сами заключать контракты, выступать в качестве предпринимателей, распоряжаться собственными средствами, что сделало работу фотографа юридически возможной для женщин.
– Но да, даже в области фотографии у мужчин всегда была фора, – говорит Анни Валлениус.
– Были области, где женщинам было легче работать, а это значит, что в этих студийных фотографах с самого начала была значительная доля женщин.
Но когда дело дошло до фотоискусства, женщины упирались в стеклянный потолок.
– Эта деятельность велась в таких фотообъединениях и фотолюбительских клубах, которые были вполне джентльменскими клубами. Поначалу женщин вообще не хотели, и эти джентльмены часто из высшего сословия относились к женщинам-профессионалам-фотографам снисходительно и критически.
Забытые женщины истории
Эмми Фок десятилетиями руководила успешным Atelier Irmelin. Он нанял много женщин-фотографов, а также обучал их работе.
Он вышел на пенсию только в 1966 году, после более чем 40 лет работы, долгое время страдая от ревматоидного артрита пальцев рук.
– Эмми Фок очаровала многих исследователей фотографии, особенно женщин, – говорит Анни Валлениус.
– Но надо сказать, что его наследие могло быть и больше. К сожалению, женщины в истории, а также женщины в истории фотографии часто забываются, а их продукция не известна так широко, как они того заслуживают.
Может, не случайно мы знаем об Эмми Фок?
Он был смелым, усердно тренировался и участвовал во многих выставках и соревнованиях. Даже будучи фотографом, он не хотел быть объектом, а предпочитал быть частью субъекта.
*Посмотрите всю историю о храброй Эмми Фок в половине седьмого*