Когда обычный бродяга забирается вечером в угол дивана, чтобы посмотреть телевизор, рокер, который приближается к пенсионному возрасту или уже вышел из него, просто настраивает свой инструмент для концерта.
В ушах шумит, после концерта сразу домой, а утром идем гулять с тростью или бегать с собакой. Когда выходишь на сцену, старый цирковой конь снова становится молодым быком. Например, так можно описать типичную работу финского рок-музыканта лет пятидесяти.
Музыканты стареют так же, как и все, а вечерняя и ночная работа сказывается на творчестве. Артист, десятилетиями гастролирующий по клубам и концертным площадкам, может не радоваться продолжению концертов, но вместо вечеринок его приглашает пети.
Темп тура Алатало быстрый. Например, за одну неделю выступлений в феврале мы сначала выступаем в четверг в Хельсинки, ложимся спать дома, а затем направляемся в Вантаа. В субботу нос вагона снова поворачивает на восток, где уже ждет концерт в Куопио.
– После концерта можно пойти поесть и, может быть, выпить пива, но нельзя оставаться и пить его в ночных клубах. Да, нужно хорошо выспаться, чтобы утром снова двигаться вперед, — говорит Алатало.
Рок-звезды, гастролирующие по миру, начинают достигать восьмидесятилетнего возраста и читают рэп. Финляндия немного отстает в этом вопросе.
В то время как в других частях света жанр рок процветал уже в шестидесятые годы, финны немного отстали. Те финские музыканты, которые начали играть рок еще до 1970-х годов, уже активно не гастролируют и не дают концертов.
Пение и гастроли требуют крепкого телосложения
Пиетиля, изучавшая старение рок-музыкантов, интересуется, что побуждает бывшего кумира молодежи, начавшего свою карьеру молодым музыкантом, продолжать свою карьеру, приближаясь к пенсионному возрасту или уже перешагнув его.
Он считает, что многие исполнители осознают, что часть публики создает осуждающий взгляд на стареющего артиста, особенно в сознании самого музыканта. Самокритичный музыкальный профессионал смотрит на себя как бы глазами публики и может задаться вопросом, достаточно ли у него уже позади километров, когда он думает о выходе на пенсию.
Исследователь боялся, что будет сложно привлечь рокеров к участию в исследовании, в котором четко говорится о старении. Однако он заметил, что возраст, похоже, не является табу в кругах музыкантов, поскольку интервьюируемых для исследования Хельсинкского университета легко найти после получения контактной информации.
В исследование были включены девять артистов, имевших долгую рок-карьеру.
– Интервьюируемыми были вы с их возрастом, а сопротивление, что «я не старею», вообще не возникало, – говорит доцент Илкка Пиетиля.
Исследование показало, что в жанре финского рока нет дискриминации по возрасту. Музыканты, которые действительно выступают сами по себе, подходят как публике, так и коллегам-музыкантам, даже когда они старше.
Карьера Микко Алатало началась в начале 70-х. Рокер мансеро, обосновавшийся в Тампере из Северной Остроботнии, планирует вернуться на место преступления в этом году, когда осенью Coitus Int даст концерт в Yo-talo в Тампере.
Песни, написанные в первые дни музыкальной карьеры, физически более обременительны для пожилого человека, чем раньше.
– Есть достаточно требовательные песни. Да, в одной из песен *Anna mulle notche* вы можете тянуть так высоко и сильно, что у меня на лбу вздуваются вены, — говорит Алатало.
Наряду с физическим возрастом иногда испытывается и психика музыканта. Количество выступлений на радио может уменьшиться, и в индустрию постоянно приходят новые люди с новыми формами музыки. Создание новых песен также становится более трудоемким, так как моя собственная планка поднималась все выше и выше с предыдущими работами.
Именно тогда некоторые люди начинают сомневаться в себе и своих навыках, размышляет Алатало.
– Многие люди, побывавшие на самой вершине Финляндии, боятся, что опозорятся как родители. Да, несмотря на свой возраст, он все еще может делать качественные песни, — говорит Алатало.
Рок никогда не умирает
Недели калсари эпохи Короны хотели завладеть умом музыканта. По мнению Микко Алатало, посещение концертов — это терапия для музыкантов всех возрастов. Это также добавляет годы жизни, когда вы не забываете отдыхать и тренироваться в дополнение к выступлениям, а не полностью изнурять себя.
Пожилые финские рок-музыканты также мотивированы ходить на концерты тем фактом, что молодое поколение также находит свой путь к публике, что создает преемственность в их карьере.
Музыканты и их возрастная группа прожили свою молодость под влиянием Beatles и Rolling Stones. Предположения молодых людей и, например, персонала домов престарелых о музыкальных вкусах пожилых людей могут быть достаточно фиксированными, размышляет исследователь Илкка Пиетиля.
Люди, которые делают рок-музыку для работы, лучше других показывают, куда движутся музыкальные вкусы пожилых людей.
С точки зрения стареющего музыканта и концертмейстера Микко Алатало приводит поговорку «*Слишком молод, чтобы умирать, и слишком стар, чтобы рок-н-роллить*». Заявление также можно найти, слегка адаптированное, в названии девятого альбома британской рок-группы Jethro Tulli.
По мнению Алатало, фраза совершенно неверна или, по крайней мере, неправильно понята как с точки зрения музыканта, так и слушателя и публики.
– Никто никогда не бывает слишком стар, чтобы качать. Да, тянуть здорово.
* Когда музыкант слишком стар, чтобы выходить на сцену? Или есть когда-нибудь? Обсудить тему можно до понедельника 27.2. до 23:00*