В центре фильма ужасов автора бестселлеров Макса Сеека и режиссера Йоонаса Паюнена – распавшаяся семья.

Йоонас Паюнен и Макс Сек сидят на диване в отеле.
Йоонас Паюнен и Макс Сик выступили сорежиссерами фильма ужасов “Стук”. Они снимались в отеле Grand Central Hotel в Хельсинки в январе 2023 года.

Макс Сеек и Йоонас Паюнен осуществили свою юношескую мечту, сняв совместный фильм. Репутация Сеека как успешного сценариста помогла в переговорах о финансировании.

В отечественном жанре ужасов появился новичок. Точнее, их два.

Сеек и Паюнен, которым уже за сорок, мечтали снять фильм еще со школьных лет.

– Я могу сказать от всего сердца, что режиссура фильма была моей мечтой с самого детства”, – говорит Сик.

Паюнен говорит, что пандемия коронавируса осуществила мечту друзей.

– Мы говорили о создании фильма лет 15, наверное, но так и не нашли для этого подходящего момента. Потом пандемия опустошила календари, и мы решили нанести удар, — говорит Паюнен.

Мужчина, женщина и девушка рядом с машиной.
Пекка Странг, Саана Койвисто и Инка Каллен снимаются в фильме “Стук”.

“У нас есть друзья, которые сразу же заинтересовались”.

Сек и Паюнен явно взволнованы своим первым фильмом. Его рождение — настоящее исключение для отечественного кинематографа.

*Кноппинг* был снят при \”нормальном отечественном кинобюджете\ т.е. около 1,5 млн евро. Фильм был продан более чем в 70 странах.

Сик признает, что его статус коммерчески успешного писателя-детектива помог продать проект финансистам.

«Конечно, это подогревает интерес, когда оно положительно проявляется в книгах и собственных работах», — говорит Сик.

Он напоминает, что и он, и Паюнен были связаны с миром бизнеса задолго до фильма *Knock*.

Сек работал банкиром и консультантом, а Паюнен руководит хельсинкской компанией, специализирующейся на видеосвязи.В частности, успех в качестве писателя повысил уверенность Сика в переговорах.

– Для нас нет ничего невозможного, чтобы сесть и спросить представителей бизнеса, хочет ли кто-нибудь присоединиться к проекту. У нас много ребят, которые сразу заинтересовались, — говорит Сик.

Тускло обставленная кровать и девушка у двери.
Главные герои возвращаются в свой запущенный дом детства после долгих лет забвения, чтобы разобраться с наследством.

Негласная семья в центре фильма

В основе фильма *Стук* лежит напряжение, переходящее к концу в ужас. Ужасы — это, как правило, жанр, у которого есть свои поклонники. Немного похоже на металлическую музыку.

– Главное в фильме – вызывать эмоции, а жанр ужасов для меня очень увлекательный, – говорит Паюнен.

На выбор хоррора также повлиял оригинальный мини-бюджет.

– Великие фильмы ужасов, такие как «Ведьма из Блэр», были сняты по всему миру с небольшим бюджетом. «Если бы мы решили снять боевик с ограниченным бюджетом, он бы меркнет по сравнению с фильмом с бюджетом в три миллиона», — говорит Паюнен.

История *Стук* рассказывается через семью. Фильм начинается с подозрения в убийстве, мотивы которого раскрываются по ходу фильма.

История разворачивается через разбитую, молчаливую семью.

«Конечно, именно из-за этого он находит отклик у многих людей», — говорит Сек.

Он говорит, что выбор был сделан благодаря его собственному жизненному опыту, пониманию и услышанным историям.

– Такие несколько отдаленные отношения между членами семьи и молчание – вполне типичная структура, – говорит Сик.

Кельтаноки в качестве наставников

Фильм «Копутус» был особенным проектом, потому что у Сик и Паюсе не было опыта работы с киноактерами.

– Мне много раз говорили, что кинопроизводство – это конкурентная индустрия. Снимать фильм, откровенно говоря, довольно сложно. Длительное обучение или опыт, безусловно, облегчат работу на съемочной площадке, считает Сик.

По его собственным словам, они с Паюненом прыгнули прямо в самую гущу событий, когда снимали фильм.

– У нас не было разделения труда. Мы всегда находили немного времени для совместной беседы после выстрела, а потом приступали к работе, — говорит Паюнен.

Неопытность пары режиссеров во многом отразилась на производстве, и Паюнен считает, что те, кто участвовал в создании фильма, взяли на себя больше ответственности во время съемок, чем обычно.

По словам Паюнена, неопытность режиссеров была одновременно и проблемой, и возможностью для актеров.

Продолжительность фильма составляет полтора часа, и, по словам Сика, это устанавливает предел тому, что персонажи могут быть рассказаны в фильме.

– Это довольно короткий промежуток времени, который заставляет вас принимать определенные решения. История — это самое важное, и она должна двигаться вперед, — говорит Сик.

Макс Сек сидит на гостиничном диване.
У Макса Сика есть незавершенный проект в Голливуде.

Голливуд интересуется Сиком

В Финляндии фильм собрал около 14 000 зрителей в кинотеатрах в период коронавируса, но это ничего не говорит о международном интересе к фильму. *Злые могилы* были проданы более чем в 70 странах мира.

В любом случае интерес создателей фильма к хоррору интересен сам по себе, а в отечественном мейнстриме – исключение.

Макс Сек и Йоонас Паюнен уже запланировали свой следующий фильм, и в него также включены фильмы ужасов.

– Мир грядущего фильма захватывающий, и в нем также есть большие темы, но Ладжитипти, вероятно, находится где-то между научной фантастикой и ужасом, – говорит Паюнен.

Йоонас Паюнен продолжает управлять своей видеокомпанией после *Koputus*, но планы Зеека открыты.

Он опубликовал семь детективных романов за семь лет, и сейчас автор чувствует, что «какой-то круг замкнулся».

Однако у Сика есть нереализованный проект, ожидающий рассмотрения в Голливуде.

Американская продюсерская компания Stampede Vent купила опцион на серию книг Сик о Джессике Ниеми в 2019 году, и это может привести к созданию телесериала.

— Мне с самого начала сказали, что такой проект «от идеи до ткани» занимает в «Янкиз» в среднем шесть лет. Другими словами, сериал можно было увидеть в 2025 году. Я морально подготовился к этому, и он выглядит именно так, — говорит Сик.

Слушайте в Yle Areena: боевик Sisu и драма ужасов Koputus – жанровый фильм, над которым раньше смеялись в Финляндии, теперь его хвалят