Право собственности на наследие Маркуса Коппера неясно. Генеральный директор Национальной галереи говорит Yle: «С этого момента мы будем следить за процессами пожертвований».

Конец Киасмы обращен к Musiikkitalo.
Ретроспективная выставка Маркуса Коппера представлена \u200b\u200bв Музее современного искусства Киасма. Есть работы, право собственности на которые ставится под сомнение.

По словам генерального директора Киммо Лева, Национальная галерея предполагала, что право собственности на работы Коппера принадлежит людям, которые предлагали работы.

По оценке Национальной галереи, общая стоимость составляет 255 000 евро. В него вошли три работы и сборник рисунков.

Теперь право собственности на пожертвование, полученное Киасмой, поставлено под сомнение. Мать несовершеннолетнего сына Коппера и опекун мальчика передали три работы в Национальную галерею. Кроме того, родители Коппера подарили рисунки Национальной галерее.

– В этом случае с Коппером Национальная галерея не определила, имеют ли эти представители имения право на дарение. Насколько я понимаю, это обычно делается, но, похоже, это не соответствует правилам, — говорит Киммо Левя, генеральный директор Национальной галереи, Yle.

Он был удивлен поднятым ИГ замечанием о том, что шведский закон запрещает опекуну или опекуну дарить имущество несовершеннолетнего ребенка.

– Все это пожертвование поступило от семьи мальчика и опекуна, но, исходя из истории Илта-саноми, выяснилось, что опекун не сможет вести такие переговоры, т.е. дарить эти работы.

Художественная выставка Маркуса Коппера.
Маркус Коппер выиграл Ars Fennica в 1999 году. Вырезка из газеты того же года.

Как Национальная галерея узнала, кому принадлежат эти работы?

– В данном случае предполагается, что люди, обратившиеся к нам, являются собственниками этих работ, а также имеют право заключать договоры, связанные с работами.

Точно так же Национальная галерея до сих пор работала с другими донорами. По словам Лева, это изменится.

– С этого момента мы будем фиксировать процессы пожертвований и дорабатывать практики.

По словам Левя, Национальная галерея готова переоценить право собственности на работы Коппера, если будет установлено, что, например, в отношении дарителя имеются незаконные действия.

– Мы сами действовали добросовестно. Мы должны подумать о том, будет ли этот конкретный договор расторгнут или договор станет недействительным, и в этом случае права собственности, конечно, вернутся в исходное положение.

Пока никто не присоединился к Леве в обращении в суд. Подаренные работы принадлежат финскому государству, коллекцией которого управляет Национальная галерея.

– В настоящее время такие обсуждения не ведутся.

Коппер оставил в своей мастерской большие работы, которые пострадали от дыма. Стейк пытался предложить их знакомой галерее, которая отказалась покупать работы. По словам ИГ, после этого Стейк решил связаться с Киасмой.

По данным IS, Стейк, Хаапала и Сигнес договорились, что сын Коппера подарит Киасме три работы.

По словам генерального директора Национальной галереи, в действиях Хаапала нет вины.

– Он действовал в меру своих возможностей под давлением графика, в котором нам были предложены эти работы.

Что делает его особенным, так это то, что шведское законодательство запрещает опекуну или опекуну дарить имущество несовершеннолетнего ребенка.

В том же контексте было решено, что Киасма купит одну работу за 15 000 евро. Стейк сказал Ilta-Sanom, что Коппер однажды отдал работу в качестве арендной платы владельцу студии, который, в свою очередь, пожертвовал ее Стейку.

По словам Стейка, деньги пошли на погашение задолженности по аренде и вознаграждение доверенному лицу, а остальное перечислили на счет сына.

Согласно IS, Стейк говорит, что он благодарен Киасме за то, что музей восстановил работы и тем самым сохранил художественное наследие Коппера.

Однако он разочарован тем, что случилось с остальным наследием Коппера.

Особое недовольство вызывает 21 рисунок, 18 из которых в настоящее время находятся в Медной коллекции Национальной галереи.

Стейк сказал IS, что не знал, где находятся рисунки, до самой смерти Коппера.

Он подал заявление о пропаже рисунков в полицию Дании. В уголовном отчете также фигурировала работа под названием *Scania Clockwork*, которая, по информации ИГ, оказалась на свалке.

Художественная выставка Маркуса Коппера.
5000-килограммовый Джаггернаут начала 1990-х. Изначально работа двигалась к зрителю с помощью датчиков движения.

Через несколько месяцев датская полиция позвонила Стейку. Рисунки были найдены родителями Коппера в Финляндии. По данным IS, в сентябре 2020 года родители Коппера посетили директора музея Хаапала в Киасме и передали рисунки Национальной галерее.

Хаапала позвонил Стейку и сказал ему, что Киасма завладел рисунками. Стейк говорит, что разочарован в Хаапале. По его мнению, рисунки, несомненно, являются наследием детища Коппера. По данным IS, Стейк потребовал хотя бы часть рисунков для своего сына.

Когда Стейк и его сын прибыли на открытие выставки Коппера в ноябре 2022 года, Хаапала дал им ксерокопии трех рисунков и пообещал, что мальчик получит оригинальные рисунки для себя после выставки.

В последнее время Киасма поднимается снова и снова.