Посетитель культуры, актер Йорма Томмила в детстве мечтал о фигуре отца. Многие из его образцов для подражания были ветеранами войны. Из них он унес с собой элементы для главного героя фильма Сису.
Всю оставшуюся жизнь он шел на выздоровление, потому что надлежащего лечения не было. Лекарства и осложнения утомляли организм. Причиной смерти стало отравление почек.
В детстве о судьбе и прошлом отца почти не говорили, особенно младшему в семье, Йорме. Пришлось двигаться дальше, выживать.
– Это было действительно тяжелое место для матери, она осталась с тремя детьми. Я до сих пор точно не знаю, как все прошло. Я узнал о них только в более позднем возрасте.
Сердце все еще
Ровно через шестьдесят лет после смерти отца, в январе 2023 года, Йорма Томмила находится на пике своей актерской карьеры.
*Sisu* отдает дань уважения старым боевикам золотой эры 1980-х и 1990-х годов. Это беспардонный нацистский стрелок, личность которого во многом появилась благодаря Томмиле. Главный герой, которого он играет, Аатами Корпи, представляет собой идеальную финскую версию героя боевиков всех времен: принципиального человека за шестьдесят, чья сила исходит от физического труда. Тело отягощено грузом прошлого, десятилетий.
Точка над буквой i означает, что у героя есть суперсила. Это мужество.
Томмила утверждает, что как личность она во многих отношениях вырезана из другого дерева, чем Адам Корпи в фильме.
– Я не знаю, почему я стал играть эти крутые лица, и почему меня просят на такие роли. Я мягкотелка.
Томмила делает паузу, чтобы обдумать ее следующие слова.
– Да, я плачу. Я легко двигаюсь.
– Я сын, воспитанный моей матерью. Черный был бы другим, если бы в нем все время была фигура отца.
Томмила считает важным, что хотя в фильме *Sisu* Аатами Корве показан как безжалостный убийца нацистов, вы можете прочитать между строк и между ними, что у него есть сердце на месте.
– Тогда это какие-то успехи на работе, – говорит Томмила, чуть понижая голос.
Томмила — тихий семьянин.
Более десяти лет назад Томмила с семьей поселилась в Ваасе, где Томмила устроилась работать в городской театр. Он знает западное побережье как свой дом, когда, например, в Хельсинки приходится «все время быть под микроскопом». Это ему не подходит.
По его собственным словам, Томмила по натуре тихий и непритязательный. Крепкий человек театра и кино – добрый семьянин в гражданской жизни.
– Тогда мужчины были диктаторами, а у нас в доме кто-то другой главный, – смеется она.
*Внутри* У Томмилы есть только одна строчка в конце фильма. Можно сказать, характерная роль, потому что особенно в группе Томмила не любит кричать даже в штатском.
– Я могу говорить между двумя и тремя из них. Но это не работает в больших группах.
Об одном не говорят
Друзья основали Театр Бога, театральную группу, которая занималась экспериментальным и радикальным сценическим искусством в соответствии с их собственным определением.
В январе 1987 года в Оулу было двадцать градусов ниже нуля, когда жители города прочитали в газете специальное объявление. Студенты Театрального университета рассказали, что на семинаре Дней Северного театра представят манифест о том, *каким может быть театр сегодня и каким он не может быть*.
Когда шоу 17 января закончилось, дело попало во все СМИ королевства. Выносливость публики, то есть профессиональных театральных деятелей, проверялась применением в спектакле кнутов, бомб, экскрементов и порошковых огнетушителей.
Возник скандал, который обсуждался в суде и в парламенте. Рассматривалось закрытие Театральной академии.
– Мы с друзьями тогда договорились, что о божьем театре будут говорить только в шутку. Индивидуальные интервью или комментарии по этому поводу не даются. Это сделка.
Самостоятельный скандал оставил травму
Божий театр стал поворотным моментом в жизни Томмилы, хотя сейчас она утверждает, все еще чувствуя небольшое облегчение, что в индустрии к этому поступку отнеслись с удивительным пониманием.
После бурных переживаний Томмила все плотнее запиралась в своей раковине. Конфиденциальность стала священной.
СМИ оставили особенно неприятный осадок у Томмилы. Он по-прежнему с подозрением относится к журналистам и интервью.
– Это оставило немного травмированного мальчика. С тех пор я избегаю публичности. Тогда из этого вышло столько неправды. Они хотели, чтобы все выглядело хуже, чем было на самом деле.
Почти все 1990-е Томмила снималась почти исключительно в фильмах Яри Халонена. В результате сотрудничества были созданы, среди прочего, фильмы *Липтон Коктон в тенях Содома* и *Рождественская вечеринка*.
– Мы были достаточно сплоченной группой. Это было очень плодотворное время. Мы фактически работали день и ночь, и все делали все, потому что денег было мало.
Позже фильмы были даже возведены в статус культовой классики, но большого дохода они не принесли. Это была проблема, потому что на нее давили штрафы, которые падали с божьего театра.
– Платили понемногу. Конечно, в какой-то степени они меня бесили, но график платежей можно было согласовать.
Когда буря в личной жизни миновала, разлука, Томмила решила поставить крест на созданной рабочей группе.
– Пришлось сказать, что я уйду.
Новой радарной парой Томмилы стал брат жены.
От Джалмари Хеландер Томмила получила новую пару радаров, модель долгосрочного сотрудничества, которая, по мнению актрисы, является просто лучшим способом заниматься искусством. Хвалебный прием *Сису* придает вес мнению Томмилы.
– Когда вы работаете с одними и теми же людьми, у вас вырабатывается общий язык. Давайте приблизимся к какому-то законченному произведению искусства. Для меня это был более плодотворный путь, чем скачки из одной группы в другую.
Новый бойфренд матери снова оказался потерянным отцом
Когда новый бойфренд матери ушел в море, десятилетняя Томмила расстроилась. Отцовской фигурой, по которой он очень скучал, был капитан грузового корабля, первый помощник. Рабочие поездки были долгими, они простирались далеко по всему миру.
Еще худшее разочарование было, когда матери пришлось разорвать отношения после трех лет знакомства. Мужчина часто попадал в неприятности. С точки зрения ребенка это не имело значения.
– Я любил его. Он был особенным парнем в том смысле, что он был милым снаружи, а с другой стороны еще лучше. У меня никогда не было с ним проблем, но я понимаю, что мама должна была это сделать.
Встречи — это строительные блоки ролей
Как актриса, Томмила видит мир исключительным образом. Люди и встречи являются для него строительным материалом для будущих ролей.
Томмиле досталась модель рабочего во время работы на стройке, что-то у нее тоже застряло в качестве мойщика окон. Долги нужно было отдать.
– Я очень использовал людей, которых встретил там. Держал их в уме.
Томмила пошел в армию как можно раньше, в 17 лет. Примерно в то же время ее мать нашла нового мужчину, ветерана со шрапнелью по всему телу. По воспоминаниям Томмилы, на войне он был дважды ранен.
– Мы не успели с ним подружиться. Я уже уходил из дома.
Теперь, когда Томмила думает об этом, будучи маленьким мальчиком, ее модель мужчины исходила в основном от ветеранов войны. Они несли с собой опыт, по словам Томмилы, многим из них было трудно продвигаться вперед по жизни.
– Это застряло в глубине вашего сознания. Вот как я поступил, когда сыграл эту роль *Сису*.
* Какие мысли вызвала статья? Принять участие в обсуждении можно до 23:00 30 января.*