Колонка Йоонаса Констигина: Солома Тони Викинга и проклятия узкого мужского образа

Йоонас Констиг, Хельсинки, 05.06.2020

Клише об “узком мужском образе” в нашей современной культуре верно, но в ином смысле, чем принято думать, пишет Констиг

Тони Хальме – персонаж из прошлого. Документальный фильм *Viking* на Yle Arena вернул эту культовую фигуру в язык нации. На рубеже тысячелетий Хальме была знаменитостью и одним из первых влиятельных людей. Особенно для молодых мужчин.

Хальме предложил нам своего рода модель мужчины: модель крутого парня. Он был архетипической фигурой: силач Геркулес, воин Ахиллес и негодяй Лемминкяйнен в одном лице. Что касается мужских моделей, то крутой парень – самый примитивный и привлекательный. Но ни в коем случае не единственный.

Это клише об “узком мужском образе”… Поразмыслив, мне кажется, что он похож на пузырек слюны: он легко вытекает из губ, но ничем не наполнен.

Всякий раз, когда я слышу клише, я думаю о двух романах, описывающих финских мужчин во времена, когда, по-видимому, преобладал еще более узкий образ мужчины, чем в просвещенное современное время. Это книги *Семь братьев* и *Неизвестный солдат*.

Вспомните на мгновение братьев Юкола. Разве люди вырезаны из одного и того же узкого дерева? Рвущая волосы сила-Юсси и скользкий маленький Ээро? Красноречивый Аапо и замкнутый Лаури?

А Ламмио и Коскела, офицеры пулеметной роты Линны? Хрипящий Старик и пахнущий смертью Лехто? Или, например, Хиетанен и сумасшедший ученый Хонкайоки?

Есть много людей Киви и Линны. Трудно представить, что «узкая форма» ужасно укоротила бы их.

Является мягким прогрессивным мужским персонажем, гендерно нейтральным, а не мужчиной. Тот факт, что в нем все еще есть мужчина, пугает. Он извиняется за свой родовой пол со смешной улыбкой: «Я всего лишь мальчик, не сердись!» Жена этого мужчины учит его чистить унитаз в рекламных роликах.

Еще одной яркой моделью человека является его контрреакция и антитеза – отморозок, вечный крутяк, чьи истории вращаются вокруг косандра и тисандра. Этот человек показывает нам свои татуированные бицепсы и продает *настоящее преступление*.

И то, и другое может сочетаться с одним и тем же мужчиной: дома и на работе мы выглядим крутыми мальчиками, но после нескольких драк начинаем говорить о том, что было грубым в подростковом возрасте.

Немногие из нас предпочли бы быть слабыми и поддерживаемыми другими, чем сильными и поддерживаемыми другими. Сильные люди полезны и уважаемы, потому что другие тоже получают от них силу. Если сильный человек терпит крах, это лишает всех чувства безопасности. Так что сила не всегда эгоистичная демонстрация — она также может быть благородной демонстрацией на благо других. Это замечательная цель.

Но сила должна быть уравновешена благодатью. В противном случае сильный человек рискует стать тираном не только своего окружения, но и самого себя. Мощность подобна лошадиным силам автомобиля: с ними можно добраться до финиша или кювета. Молодой человек должен научиться направлять силу и опасность на разумную цель. И понять, что педаль тормоза иногда бывает очень кстати.

*Йонас Констиг*

*Автор — писатель и педагог из Эспоо, который искал «третий путь» от идеала классического джентльмена как образец и для современного мужчины.*

Колонку можно обсудить 28.1. до 23:00.