Опера хочет укрепить свои позиции за пределами Хельсинки – спрос высок, Red Line получает дополнительное представление в Турку

Йоханна Русанен и Вальттери Торикка стоят друг за другом на театральной сцене.  Участники хора на заднем плане.
В Турку Йоханна Русанен-Картано и Вальттери Торикка сыграют главные роли в фильме “Красная линия”.

Небольшое оперное объединение в Турку осуществило крупную постановку, объединив усилия с городским театром и оркестром. Национальная опера является единственным оперным театром в Финляндии, финансируемым за счет налогов.

В январе и феврале в разных частях Финляндии пройдет исключительно большое количество оперных представлений.

Правда заключается в том, что, несмотря на великолепные предложения начала года, индивидуальные постановки всегда являются рискованными инвестициями.

Марика Хёльтта в ужасе смотрит на Королеву Ночи и прикрывает глаза.  Оути Айне на заднем плане.
Спектакль Марики Хёльта “Царица ночи” можно будет увидеть на сцене театра Оулу. Оути Айне на заднем плане. Оркестр постановки – Oulu Sinfonia, с камерным хором Оулу и Cassiopeia.

– Географически Финляндия имеет довольно сильную оперную сцену, ориентированную на Хельсинки. Возможно, мы могли бы поставить больше оперы в другом месте”, – говорит он.

Например, в Швеции от пяти до шести оперных театров, в зависимости от способа подсчета. В Германии же, великой стране музыкального искусства, их более восьмидесяти. Матвеев указывает, что это означает один оперный театр на миллион жителей.

Новый грант поощряет сотрудничество

Вряд ли в Финляндии вдруг построят десятки оперных театров. Ключевой вопрос заключается в том, как направить общественную поддержку оперы за пределы столичного региона. Должны ли налоговые деньги направляться на оперные постановки, которые ставятся где-то еще, помимо Финской национальной оперы? Государство финансирует Национальную оперу примерно на 40 миллионов евро в год.

Матвеев напоминает, что в Финляндии отличная и разветвленная сеть учреждений культуры. Среди прочего, почти в каждом крупном городе есть городской театр и оркестр.

Юсси Вянттинен и Хейкки Аалто грозно смотрят друг на друга словно на боксерском ринге на сцене Городского театра Вааса в опере Похьялайсия.
В Ваасе постановка оперы также осуществляется в сотрудничестве между городским театром, оркестром и оперной ассоциацией. На фотографии изображены Юсси Венттинен (сзади) и Хейкки Аалто в сцене из оперы “Похьялаисия”.

– Я бы увидел, что в нынешних условиях самый подходящий способ сделать оперу – это именно то, что делается в Турку. Сотрудничество между городским театром и оркестром, в котором используется местный оперный опыт.

Прочное и регулярное сотрудничество позволит стабилизировать операции и сбалансировать финансовые риски. В то же время на оперные постановки тратятся налоговые деньги, поскольку городские театры и оркестры — это учреждения, поддерживаемые как городом, так и государством.

В настоящее время небольшие оперные коллективы финансируют постановки из рук в руки. Реализация постановки может зависеть от индивидуальных грантовых решений, которые очень долго находятся в напряжении относительно того, сколько времени нужно на подготовку постановки.

– Даже на оперном фестивале в Савонлинне доля общественной поддержки составляет немногим более десяти процентов. Многих удивляет тот факт, что фестиваль год за годом работает с довольно большим риском для билетов. С небольшими оперными коллективами дело обстоит, конечно, так же, — говорит Матвеев.

В театре вы можете выставить себя на всеобщее обозрение

Постановка большой оперы не в оперном театре требует творчества, а иногда и компромиссов. *Красная линия* — отличный тому пример.

В Турку вместо оркестра монто играет оркестр, защищенный занавесом в глубине сцены. Солисты могут видеть дирижера с экранов, расположенных над залом. Сухая акустика театра улучшена электронным способом.

En man med blå kavaj.
Дирижер Red Line Вилле Матвеев (р. 1984) за свою карьеру принимал участие в самых разных оперных постановках – от небольших экспериментов до крупных спектаклей.

Производители уверяют, что качество не должно было быть скомпрометировано из-за исключительных решений.

– За неделю до премьеры произведение звучит превосходно по звучанию, – доволен Коуки.

– В Финляндии нет неограниченных пространств, где можно поставить оперу. В Турку городской театр предлагает достаточно большие декорации, и звукооператоры могут озвучить зал. Здесь можно устроить грандиозное зрелище, — говорит Матвеев.

Продажи билетов горячие

Большая часть билетов на спектакли, разбросанные по всей Финляндии, продана. Почти 90 процентов билетов на «Красную линию» уже продано, поэтому постановка открыла в продажу дополнительный спектакль к премьере. Все оставшиеся спектакли «Волшебной флейты» Оулу полностью забронированы, а «Lempää lihöiö» Opera Box почти распроданы. Справедливости ради надо отметить, что спектакль «Турандот» в Национальной опере, премьера которого состоится на этой неделе, практически распродан.

Валттери Торикка стоит посреди освещенной красным театральной сцены и выглядит беспомощным перед священником, которого играет Мика Куяла.
В театре вы также можете разыгрывать эффектные оперные сцены. Вальттери Торикка (справа) и Мика Куяла.

Высокий спрос по всей Финляндии побуждает стороны планировать будущие достижения. В последний раз крупную оперную постановку в Городском театре Турку видели двадцать лет назад. Вряд ли вам придется долго ждать следующего, — говорит Микко Коуки.

– Понемногу мы уже начали говорить о том, что и когда делать дальше, но решения еще не приняты, – говорит Коуки.

* Какие мысли вызвал рассказ? Обсудить можно до 23:00 27 января.*