Прошлой весной под трансептом собора были найдены столетние гробы. Личность второго умершего ясна, а о другом уже известно многое, хотя имя остается загадкой.
Собор Парижской Богоматери постепенно встает на ноги после пожара, полностью уничтожившего его весной 2019 года. Собор Парижской Богоматери в прежнем виде, но во многом модернизированный, планируется открыть для публики в 2024 году.
Параллельно с ремонтными работами в этом году велись исследования, в ходе которых была изучена история двух умерших, которые столетия назад были погребены в своих саркофагах под трансептом церкви.
Их гробы были найдены прошлой весной, когда возводились леса для строительства новой церковной башни, и археологи исследовали, что останется под тяжелыми лесами.
Вскоре под полом были обнаружены скульптуры и оригинальный деревянный материал 13 века, а когда раскопки продвинулись на глубину до одного метра, были обнаружены и гробы.
О погибших было известно точно одно: они принадлежали к элите своего времени. Это было видно как по месту захоронения, так и по материалу гробов. Мало кто из умерших не был бы похоронен в свинцовых гробах в самом сердце Нотр-Дама.
О втором погибшем известно довольно много. Имя также всплыло быстро, так как оно было написано на медной табличке, прикрепленной к его гробу. На гроб положили три медали.
Свинец годится для защиты человеческих останков, но гроб уже был поврежден задолго до пожара. Проникший кислород сделал свое дело на мягких тканях. Однако от покойного остались кости, волосы, стружка и обрывки одежды, которые должны быть исследованы археологическим институтом ИНРАП.
Анализ останков показывает, что де ла Порт исключительно хорошо заботился о своих зубах для своего времени, но, судя по костям, он был не очень подвижен. Ему также могло понравиться и обильная еда, и питье, потому что на большом пальце ноги были признаки подагры, что часто можно интерпретировать как болезнь уровня жизни.
Однако это не является причиной смерти, и в останках де ла Порта не было найдено никакого объяснения того, что унесло его жизнь, по крайней мере, до сих пор.
Исследователи называют еще одного из погибших в Нотр-Даме «Кавалером», джентльменом, который любил верховую езду. Судя по его костям, он много ездил верхом в очень молодом возрасте.
Жизнь кавалера оборвалась в возрасте от 25 до 40 лет, и он, похоже, не был современником де ла Порта. На это указывает, в том числе, разница в гробах. Они отличаются друг от друга формой и конструкцией, а также металлическим сплавом.
Гроб кавалера был сделан по форме его тела, исходя из чего он мог бы жить еще в XIV веке, то есть в то время, когда завершилось двухсотлетнее строительство Нотр-Дама.
Цветы и листья, найденные в его гробу, который, должно быть, первоначально был венком на его голове, являются доказательством его аристократизма, предполагают исследователи.
С другой стороны, распил черепа и остатки растений на верхней части тела предполагают, что тело было забальзамировано, что было довольно редко в средние века, но стало более распространенным в современную эпоху.
А как насчет причины смерти Кавальжира? По мнению исследователей, его судьбой мог стать туберкулезный менингит. Зубы, которые были в очень плохом состоянии, также указывают на хроническое заболевание, говорят исследователи.
Исследования останков Кавалера и де ла Порта продолжаются. Есть надежда, что они раскроют больше информации как о причинах смерти, так и о диетах, а также о том, где они родились.
По окончании следствия обоих покойных вернут в Париж для захоронения. Место последнего захоронения неизвестно, но, согласно INRAP, это может быть Нотр-Дам, восставший из пепла.
Видео в Yle Areena показывает, насколько близко было к тому, что в Нотр-Даме нечего было ремонтировать.