В рамках РКИК ООН Финляндия обязалась защищать 30% своей сухопутной и морской территории. Мы выяснили, какое влияние оказывает охрана природы на использование лесов.
В понедельник на Всемирном саммите ООН по вопросам природы было достигнуто знаковое соглашение по сохранению биоразнообразия, когда почти 200 стран единогласно приняли Международную конвенцию о биоразнообразии. Самый важный пункт соглашения обязывает страны защитить каким-либо образом 30% своих сухопутных и морских территорий к 2030 году.
В Финляндии защита особенно сосредоточена на лесах, которые составляют около трех четвертей общей площади республики. Что означает эта защита на практике?
Как нам теперь защищаться?
В настоящее время отдельные землевладельцы могут защищать природу принадлежащей им земли, включив ее в сеть заповедников, либо навсегда, либо на ограниченный срок, например, на 20 лет.
За исключением наиболее угрожаемых участков, охрана осуществляется на добровольной основе, и землевладельцу выплачивается компенсация за охрану. Согласно современным представлениям, охраняемые территории находятся под строгой охраной.
– В последнее время у нас не было обязательной охраны природы для частных собственников, хотя в истории есть опыт, – говорит Эйни.
По данным Министерства окружающей среды, частные земли в настоящее время составляют небольшую часть, около 8 процентов, строго охраняемой территории. Помимо строгой охраны, некоторые частные леса подлежат хозяйственному или иному виду лесопользования.
Большая часть строго охраняемой природы Финляндии в настоящее время принадлежит государству. Охраняемые территории включают, например, национальные парки, заповедники водно-болотных угодий и заповедные зоны.
Экономические леса – большая проблема
Эйни, директор Metsäkeskus под руководством Министерства сельского и лесного хозяйства, считает, что перед Финляндией стоит важный политический выбор: как использовать коммерческие леса в будущем.
– Концепция рационального использования лесов традиционно известна в Финляндии. Подразумевается, что она включает экологическую, экономическую и социальную устойчивость. По словам Эйни, в последние годы в игру вступила проблема устойчивости климата, а затем, в прошлом году, пятым большим вопросом стала надежность поставок.
Амбициозная 30-процентная цель сохранения в некотором роде также будет применяться к экономическим лесам в будущем. В частности, окончательное определение частичной защиты определит, что это означает на практике.
Metsäkeskus Eini основывается на идее о том, что уже предпринимаются значительные меры для сохранения природного разнообразия в лесах, используемых в коммерческих целях.
«Вместо того, чтобы защищать большие территории, мы можем очень целенаправленно защищать организмы и природу с помощью точного управления лесами», — говорит Эйни.
Миссия Metsäkeskus состоит в том, чтобы обучать и консультировать лесовладельцев по вопросам управления, использования и защиты лесов, а также способствовать тому, чтобы средства к существованию, основанные на лесах, были как можно более разнообразными и чтобы операции приносили прибыль. Таким образом, точка зрения лесного хозяйства.
– Использование лесов является большой проблемой для нас, финнов, в социальном и экономическом плане. Хотя косвенное влияние сокращения вырубки леса на рабочие места, налоговые поступления и доходы от экспорта необходимо оценивать в целом, говорит Metsäkeskus Eini.