Новое правительство восстановило плату за вход в государственные музеи Швеции – Директор Национального музея также обеспокоен готовностью культурных объектов к кризису

По словам Сусанны Петтерссон, генерального директора Национального музея Швеции, возвращение платы за вход, безусловно, приведет к снижению числа посетителей.

Национальный музей Швеции – это большой и старый музей искусства и дизайна, даже по европейским стандартам. Его коллекция насчитывает 700 000 произведений. Многие из этих произведений были первоначально приобретены за счет королевской собственности.

После реконструкции число посетителей выросло до одного миллиона человек в год. Из всех достопримечательностей Стокгольма только лодка “Васа” и Скансен могут сделать это лучше.

В самые тяжелые годы кризиса процентных ставок музей дважды закрывался. Сейчас посетители вернулись, но рекорды посещаемости по-прежнему не побиты. Причина – решение нового правительства восстановить плату за вход в государственные музеи.

Правительство не хочет бесплатного посещения музеев для иностранцев

Новое правительство сократит бюджет культуры на десять процентов, и окончательная сумма на 2023 год составит около 900 миллионов евро. Предполагается, что возврат платы за вход в государственные музеи позволит сэкономить около девяти миллионов евро в год.

В случае с Национальным музеем индексы государственных грантов не увеличиваются, а рост цен, т. е. инфляция, не учитывается. В этом году музей получил от государства около 23 миллионов евро, в бюджете следующего года эта цифра составляет 21,8 миллиона.

Правительство обосновало возврат платы за вход в том числе и тем, что нет необходимости финансировать посещение музеев иностранными туристами за счет шведских налоговых фондов.

– Если бы вход сюда был платный, то, может быть, я бы и не пришла, может быть, пошла бы на рождественский базар.

Шведский национальный музей, Национальный музей.
Шеннон Эванс считает, что лучше было бы попросить посетителей о пожертвовании вместо платы за вход.

Эванс слышал о входных билетах, вступающих в силу в конце года, и поэтому решил посетить музей именно в эту поездку в Швецию. Для него добровольное пожертвование было бы лучшим вариантом, чем плата за вход.

Семьи экономят на культуре

– Я не был здесь с момента ремонта, а сегодня последний день моего отпуска по уходу за ребенком, поэтому я решил сделать что-нибудь приятное.

Шведский национальный музей, Национальный музей.
Ола Хасслер считает, что спонтанное посещение музеев будет сокращаться.

Хесслер говорит, что понимает, что в это время бюджет на культуру также сокращается.

Для него в будущем плата за вход не будет пороговым вопросом, но он считает, что спонтанных посещений музея станет меньше.

Шведский национальный музей, Национальный музей.
Для Лины Бурман и Гейра Иттервика финансовое положение семьи не должно мешать посещению музеев.

– Решили приехать сейчас, пока еще свободно, – говорит Лина Бурман.

С него не должны взимать плату за вход.

— Сейчас, когда еще такие трудные времена, культура — это, безусловно, первое, что у многих щемит, — продолжает Бурман.

– Количество посетителей гарантировано уменьшится, и это напрямую влияет на то, какие у нас есть возможности для работы.

Из-за сокращений Национальный музей уже отменил две выставки, запланированные на следующий год. И выставка «Романтика», и выставка, посвященная автомобильному дизайну, будут перенесены на следующий год.

Кроме того, музей будет закрыт не только по понедельникам, но и по вторникам.

– Это неправда. Эти две вещи несовместимы.

Петтерссон также обеспокоен готовностью к кризису

Сюзанна Петтерссон имеет докторскую степень и долгое время работала в различных музеях Финляндии.

По его словам, в Финляндии осознание возможности кризиса или войны присутствовало всегда, а вот в Швеции ситуация стала очевидной только сейчас, что можно услышать в самых будничных дискуссиях в художественных кругах.

По словам Петтерсона, взгляды финских и эстонских коллег близки друг другу, в отличие от шведов.

– Это, конечно, из-за этой долгой истории.

Петтерссон говорит, что национальный музей разработал собственные планы на случай непредвиденных обстоятельств, и сотрудники знают, в каком порядке будут спасены ценные произведения в случае угрозы.

Но, по словам Петтерссона, только сейчас, после нападения России, Швеция начала более широко обсуждать вопросы защиты национального культурного наследия.

– Это чрезвычайно важный вопрос для нового правительства. Многое предстоит сделать в плане сохранности культурного наследия и повышения уровня готовности.

– На данный момент шведское законодательство не поддерживает получение нами помощи, например, от сил обороны, когда начинается война. Объекты культурного наследия не были упомянуты в законодательстве в той мере, в какой это было бы возможно.

Судьба музейных Рембрандтов не даёт спать директору музея по ночам, ведь их можно спасти усилиями собственных сотрудников. Но собственных сотрудников музея недостаточно для масштабных спасательных работ.

* Какие мысли у вас вызывает эта новость? Обсудить тему можно до 23:00 21 декабря.*