Сами Лайтинен был разочарован белизной финского кино – результатом стал фильм Hyväveli с сомалийцами в главной роли

Сомалийцы часто изображаются в фильмах с помощью расизма и обобщений о цвете кожи. Создатели фильма “Добрая воля” хотели рассматривать главных героев как личностей. В фильме не используются оскорбительные выражения.

Отношения очень важны, и прежде всего друзья детства, за которых стоит держаться.

Молодой сомалиец старается держаться прямолинейно, но призраки его прошлого вскоре наступают ему на пятки.

*Хивявели* – один из немногих финских фильмов с участием небелых актеров. Биле и Абдулла, выходцы из Сомали, никогда раньше не получали таких больших ролей.

– Было приятно услышать, что я достойна главной роли в кино, – говорит Байл перед премьерой.

Двое темнокожих мужчин сидят в машине в темноте.
Камалудин Ахмед Абдулла и Абдирахман Биле играют друзей детства в криминальном фильме Сами Лайтинена “Хороший брат”.

Роли написаны для Юсси и Лиисы

Идея фильма *Hyväveli* родилась много лет назад. Сами Лайтинен следил за дискуссией о том, почему все главные роли в финских фильмах достались белым актерам. Конечно, в первую очередь это было связано с тем, что роли были написаны для «Пенти, Юсси и Лийзы».

Лайтинен сообразил, что можно попробовать написать что-нибудь еще.

– Я думал, что мне так повезло, что я могу снять фильм.

Примерно в это же время Лайтинен разговаривал со своим сомалийским другом и предложил ему стать полицейским. Парень сразу привел кучу доводов, почему идея совершенно абсурдна.

— Один конкретный вопрос: зачем мне защищать ценности этого общества и этого мира, если он не на моей стороне, — говорит Лайтинен.

Кинорежиссер Сами Лайтинен стоит перед рекламным плакатом фильма «Хювявели».
Прощай” – второй полнометражный фильм Сами Лайтинена в качестве режиссера.

Ему пришла в голову идея, что предстоящий фильм должен быть о полицейском сомалийского происхождения.

В начале 2000-х Лайтинен работала молодежным режиссером в Херттониеми, Восточный Хельсинки, и руководила киномастерской, ориентированной на молодежь. Он работал редактором и помощником режиссера, например, в музыкальном документальном фильме *Soundbreaker* (2012), который был номинирован на премию Юсси.

В 2014 году Лайтинен завершил свой полнометражный режиссерский дебют «Муутоксии» (2014), рассказывающий историю столкновения скинов и сомалийцев и дружбы двух мальчишек.

«Муутоксии» также был дебютным фильмом Абдуллана Камалуда Ахмеда Абдуллы.

– Я такой *да человек*. Если я чего-то раньше не делал, то иду и пробую, — говорит Абдулла.

*Хороший брат* — четвертый фильм Абдуллы. Роль, безусловно, самая большая.

Актер Камалудин Ахмед Абдулла
Камалудин Ахмед Абдулла снялся в четырех фильмах.

Как и Абдирахман Байл, который играет Лояна. Сначала ему предложили меньшую роль второго плана. Вечеринка его не смущала, он говорит, что был готов даже взять на себя роли прохожих (они тоже были). Во время прослушивания Лайтинен сообщил, что главную роль все еще ищут.

– Я умею притворяться, что не могу победить кролика. Я спокойно снимал тест с Кайе (Камалудин Ахмед Абдулла) и Рику (Кемппинен). За три недели до того, как заработали камеры, Сэму позвонили и сказали, что он хочет, чтобы я сыграл главную роль. Я только что был в магазине. Байл вспоминает, что Pepsi Max упала на землю из-за неудачи.

Без слова на букву “н

Сами Лайтинен говорит, что все виноваты в стереотипах и обобщениях. Даже он сам. Сценарий фильма *Hyväveli* обсуждался с актерами до начала съемок.

Вместе было решено, что в этом фильме нет нужды показывать, как главный герой ест еду руками или здоровается с каждым чернокожим, которого встречает на улице. Культуру и, например, музыку особо представлять не нужно.

Такого рода вещи легко переходят в экзотизацию, удивление, что само по себе должно поддерживать различие между иностранцем и коренным финном.

Также было ясно, что в отношении черных персонажей не будут использоваться никакие расистские термины. В отечественном кинематографе уже слишком много сделано, считает Желчь.

– Очень лениво писать, когда преподносят, что парень расист, используя слово на букву \”н\”. Вы не можете привнести в фильм ничего нового, используя слово на букву «н». Это такое грубое, сильное слово.

Актер Абдирахман Байл
Абдирахман Биле считает, что слово на букву “н” уже слишком часто используется в отечественных фильмах.

Отечественное кино диверсифицируется

В 2017 году Longplay сообщил, что в последние годы много обсуждалась секретная группа финской полиции в Facebook.

Этой осенью Высший административный суд приговорил полицию Хельсинки к штрафу за этническое профилирование. Родственниц рэпера Муста Барбаари полиция остановила на улице в 2016 году.

При написании сценария для Hyväveli имелось в виду репортаж о новостях. Режиссер Лайтинен надеется, что фильм вдохновит чернокожих и коричневых людей на то, чтобы стать полицейскими. Это был бы один из способов искоренить расизм.

– Это правда, что парней, похожих на меня, на вершине полицейской иерархии нет. К сожалению, это не финская культура. Но они созданы для того, чтобы их ломать, — говорит Абдирахман Байл.

Трое мужчин за столом смотрят на одного человека перед столом.
Деограсиас Масоми (в центре) играет криминального босса в фильме “Прощай”.

В отечественном кинематографе число меньшинств, кажется, увеличивается, и отчасти это связано с тем, что в производственных командах есть люди из разных слоев общества.

Для актеров POC организовано больше кастингов (POC \u003d цветной человек, не белый). Это оправдано. Более 20 000 человек в Финляндии говорят на сомалийском как на родном языке, но сомалийцев почти не видели в фильмах.

– Теперь все ручки в руках, чтобы писать более качественные и привлекательные истории, где есть и другие люди, кроме коренных финнов.