Даже художника, который рисовал на пакетах молока, отправили в дом престарелых – теперь маленький городок задается вопросом, кто несет ответственность за эти работы

Сотни новых художников ITE появились в результате опроса, проведенного Союзом сельской культуры и образования. Сейчас дебаты ведутся о том, следует ли сохранять работы после смерти художника и кто должен нести за них ответственность.

За последние годы в Финляндии были обнаружены сотни новых художников ITE благодаря опросам, проведенным Финской ассоциацией сельской культуры и образования. Федерация охватила всю Финляндию, кроме Уусимаа. В то же время была проведена оценка ценности и значимости работ с точки зрения местной идентичности и туризма.

Аббревиатура ITE означает “жизнь, созданная самостоятельно”, а художники – самоучки.

В настоящее время работы выставлены в галерее “Подвал” в Суоненйоки. Выставка была организована местным художественным обществом, так как пожилой Ялканен не смог бы сделать это сам.

Произведения искусства из дерева, напоминающие растения.
Аулис Ялканен известен своими скульптурами.

– Это невероятно. Я живу в той же деревне и не знаю, что за клад находится по ту сторону леса, — говорит Арвинен.

По словам самого Арвинена, создание выставки Ялканена было душераздирающим по многим причинам.

– Аулис безгранично талантлив, у него совершенно сумасшедшее воображение и обширные ноу-хау. Как человек он произвел на меня большое впечатление, — перечисляет Арвинен.

Реклама выставки снаружи на улице
Аулис Ялканен в день интервью была нездорова и не смогла сфотографироваться.

— И великая печаль — это то, что происходит с этими работами, — продолжает Арвинен.

Разносторонний художник, он писал и сочинял в течение своей карьеры

Помимо картин и скульптур, коллекция Ялканена, которая начала заниматься искусством в 1950-х годах, также включает стихи, композиции и дневниковые записи.

Картины и скульптуры неоднократно экспонировались на выставках Художественного общества. Другие работы были найдены, например, на книжной полке Ялканена.

– Например, работы, написанные на бидонах из-под молока, были обнаружены только для этой выставки, – говорит Аня Яаскеляйнен из Художественного общества.

Увидеть картины можно в видео основной картины рассказа.

Коллекция из тысяч работ должна быть восстановлена. Бремя слишком велико для художественного объединения.

– Меня, как активного члена Художественного общества, ужасает мысль о том, что нам придется взять на себя ответственность за их содержание, – говорит Яаскеляйнен.

Он надеется найти место и людей, которые смогут хорошо позаботиться о работе. Материала для исследований и диссертаций очень много.

Альбомы для рисования в витрине.
Аулис Ялканен рисовала картину дня. На картинках изображены повседневные события и высказывания о мире.

О работе покойного Ниило Рюткянен заботятся его вдова и сын

Художественная выставка ITE Ялканена привлекла немало людей в Суоненйоки. Весть о прекрасной жизни Аулиса, так называется выставка, распространилась и по другим частям Финляндии.

Расписные деревянные скульптуры в виде птиц в клюве деревянных палочек на открытом воздухе.
Ниило Риткёнен известен своими птицами, которых он сделал из найденных им кусков дерева.

— Ниило сказал перед смертью, что поймет, если некоторые работы будут в таком плохом состоянии, что их придется выбросить, — рассказывает Хелена Ритконен.

Решения должны приниматься, пока художник жив

Художник ITE должен поделиться своим взглядом на сохранение произведений во времени.

Помощь можно найти в семейном кругу или в деревенской общине. Если создатель умирает, судьба произведений во многом зависит от того, кому они принадлежат, или от среды, в которой они находятся.

– Сельское объединение взяло на себя ответственность за Ensio Tuppurainen Jätkä Onnela в Валкеала. За парком статуй Париккала стоит компания. В Лахти музей принял работы Йоханнеса Ивако, перечисляет Каллиойнен.

– Их можно было бы выставлять в общественных местах, – предполагает Пола.

Фигуры и пальмы вырезаны из дерева.
Выставка в подвальной галерее может стать последней для Аулис Ялканен.

По мнению Каллиойнена, муниципалитетам следует помочь увидеть туристическое и культурно-историческое значение искусства ITE.

– Это также возможность создать интересный бренд для муниципалитета, – говорит он.

Коллекция произведений искусства ITE – дорогое наследие

Работы, оставленные в наследство, обычно ложатся тяжелым финансовым бременем на наследников, сельскую или региональную ассоциацию. В информации есть много видов расходов. Работы должны поддерживаться, и если вы хотите оставить их на обозрение, потребуются расходы на заработную плату, а также расходы на информацию и маркетинг.

– Было бы идеально, если бы мы знали, как использовать финансирование лидера ЕС и продвигать проблему через проект, – говорит Каллиоден.

Деревянная ветка, напоминающая живое существо с поднятыми руками.
Ниило Риткёнен увидел в этом дереве фигуру, сформированную природой.

– Искусство ITE рассказывает о местной идентичности и истории, возможно, иначе, чем профессиональные художники в своих работах, и оно также затрагивает разные аудитории, – утверждает Кетонен.

Это было замечено прошлым летом в Куопио, когда местный музей Корттелимузео выставил работы Ромуринесса и Лёппунки, которые были выбраны художником ITE 2022 года. Выставка собрала в общей сложности более 10 000 посетителей. Это интересовало редкое количество мужчин.