Потребительское доверие к экономике слабое, но достаточно хорошая осень подогревает надежды розничных торговцев на то, что рождественские покупки могут быть выгодными.
Если в последние пару лет прогнозировать рождественскую торговлю было сложно, то сейчас это еще сложнее.
– Затем вы могли бы заниматься дистанционной торговлей и так далее. Сейчас возникает много вопросов о том, как поведут себя потребители, если расходы сильно вырастут”, – говорит он.
Из почти трех тысяч предпринимателей Пяйят-Хяме около четверти напрямую связаны с рождественской торговлей, а еще больше – косвенно.
Некоторым дорогим продуктам грозит опасность остаться на полке
Ощущение будущего теперь ищут, среди прочего, путем наблюдения за покупательским поведением людей во время осени.
– Осенние продажи были умеренно хорошими, и на этом основании мы настроены осторожно, – говорит Хета Вихервирта-Вуонтело.
По его словам, многие предприниматели считают, что есть возможности для хороших рождественских покупок.
– В такое непростое время людям хочется радовать и дарить рождественские подарки близким.
Товары средней ценовой категории приносят наибольший доход. Потребители более внимательно относятся к более дорогим продуктам.
С другой стороны, например, в спортивных магазинах проблемы с доступностью, вызванные периодом короны, теперь решены. Вихервирта-Вуонтело говорит, что продаются даже самые дорогие товары, у которых были проблемы с доступностью.
– Тут двоякая ситуация. В продаже есть товары с высокой ценой, которые сложно продать, и другие товары, которые продаются.
Сравнение с рецессией неубедительно
Статистическое управление Финляндии измерило доверие потребителей, и Лауттамяки также видит положительные результаты. Деньги на потребление есть, когда работы еще хватает, материальное положение считается хорошим и накоплены сбережения.
– Во время пандемии пострадало потребление, и многие домохозяйства смогли увеличить свои сбережения. Сейчас деньги потрачены, но еще не все израсходовано, считает Лауттамяки.
Но рождественский стол не ставится под угрозу
Хотя ожидается, что остальная часть рождественской торговли несколько пострадает из-за ужесточения экономической ситуации, представители торговых групп считают, что продовольственная сторона не пойдет на большие компромиссы.
– Когда есть повод для радости, мы готовы в него инвестировать, – резюмирует Сивула.